Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее основные адаптированные общеобразовательные программы «Школа-интернат №5»

«Развитие профессиональной деятельности воспитателя в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учета их мотивационно-потребностных и целевых установок»

Воспитатель: Боровских А.И.

2023г

Проблема оценки качества профессиональной деятельности воспитателя ГПД

Решение новых задач, стоящих перед современным образованием, невозможно в рамках традиционной «педагогики формирования». На сегодняшний день основной сдвиг, который осуществляют развитые страны в сфере раннего, дошкольного и школьного образования, связан с идеей его гуманизации.

Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития; необходимости сбалансированности инициатив взрослых и детей; учета мотивов и потребностей участников образовательного процесса. Это коренным образом меняет роль и функции педагога.

Диагностика и последующее воздействие на ребенка (формирование, коррекция) должны быть заменены со-бытием (совместным бытием взрослых и детей, наполненным интересными событиями), организацией продуктивного общения участников образовательного процесса. Именно в дошкольном возрасте дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Во многом от того, как они проживут детство, будет зависеть их успешность и мобильность в будущем.

Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога.

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих парадигм и взглядов, с необходимостью освоения новых функций, востребованных современным обществом.

На первый план сегодня выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя:

четкое видение современных задач дошкольного образования;

ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству;

гуманная педагогическая позиция;

умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность;

умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответствие принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей;

способность к самообразованию, самовыращиванию личностных структур сознания, придающих гуманный смысл

деятельности педагога.

На фоне обновления содержания, принципов построения образовательного процесса, внедрения различных моделей организации обучения дошкольников углубляется противоречие между требуемым и реальным уровнем профессиональной компетентности воспитателей. На практике это выражается в преобладании в работе дошкольных образовательных учреждений учебной модели, в неумении педагогов организовывать продуктивную совместную деятельность с детьми, построить объект-субъектные отношения с воспитанниками и их родителями, подобрать формы и методы воспитания, обучения, развития дошкольников в соответствии с принятыми целями образования.

Важным шагом на пути устранения данного противоречия должно стать определение требований к профессиональной квалификации воспитателя и ее составляющим (профессиональный опыт, мотивация, личностные качества и другие профессиональные характеристики).

Эти требования должны лечь в основу процедуры аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, первую и высшую квалификационные категории, стать основой для организации непрерывного образования воспитателей.

Анализ опыта оценки профессиональной квалификации воспитателей, представленного различными регионами, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению данной проблемы. Показатели уровня профессионализма

отличаются по содержанию, по масштабности, не для всех предлагаемых параметров оценки профессиональной

квалификации можно выявить выраженную корреляцию с успешностью педагогической деятельности. Например, в Белгородской области действует следующий комплекс показателей, определяющий уровень профессиональной деятельности педагогических работников [1]:

повышение квалификации, профессиональная переподготовка;

знание нормативно-правовой базы, теоретических и практических основ профессиональной деятельности;

знание и использование информационно-коммуникационных технологий в процессе воспитательной работы;

участие в проблемно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности;

результаты работы по снижению уровня заболеваемости детей;

результаты работы по повышению заинтересованности посещения ГПД воспитанниками;

уровень освоения детьми общеобразовательной программы;

обеспечение безопасных условий пребывания детей в ГПД;

качество организации развивающей среды группы;

результаты участия воспитанников в мероприятиях различных уровней;

рейтинг педагога среди родителей;

наличие обобщенного педагогического опыта;

наличие научно-методических материалов;

участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, в работе ГМО, РМО, МО воспитателей, секций,

педсоветов;

проведение открытых занятий, мастер-классов;

профессиональная активность педагога: руководство МО, творческой группой; участие в оргкомитетах, жюри конкурсов, аттестационных комиссий; сопровождение педагогической практики студентов;

участие в профессиональных конкурсах;

поощрения педагога в межаттестационный период.

Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения.

Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта.

Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их

достижений.

Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности.

Таким образом, нормативные требования к профессиональной деятельности, нашедшие отражение в квалификационной характеристике воспитателя и включающие базовые знания, умения, навыки, дополняются показателями, отражающими способность применять ЗУН, осмысливать профессиональный опыт, добиваться результата.