Актуальность

Современный этап развития образования характеризуется гуманистической направленностью процесса обучения. Приоритетом является личность, а одна из функций образования состоит в том, чтобы обеспечивать оптимальное развитие творческих сил и способностей человека. Поэтому одной из актуальных проблем является определение развивающего потенциала учебных дисциплин, поиск современных форм и методов реализации развивающего обучения. Эти аспекты относятся и к геометрическому образованию, в котором акцент ставится на важность развития пространственного воображения как способности, необходимой для успешных занятий учебной и творческой деятельностью. Это интеллектуальное качество играет важную роль в познании окружающей действительности, в овладении различными профессиями.

Развитие личности ребенка - цель современного дошкольного образования и воспитания, она подразумевает развитие у детей психических процессов, способностей, интересов, приобщение детей к культуре. Важную роль в развитии личности играют пространственно - геометрические представления, которые лежат в основе развития пространственного мышления.

Так как наш мир является пространственно организованным, пространственные представления и понятия отражают объективно существующие в предметном мире пространственные отношения, поэтому развитым пространственным воображением и мышлением должны обладать не только люди, которым оно необходимо с профессиональных позиций, но и все остальные.

Дошкольный возраст - это возраст возникновения, становления и развития различных представлений об окружающем мире, которые затем преобразуются в понятия. Будут ли эти представления и понятия верными, научно обоснованными, глубокими, или же, наоборот, поверхностными, основанными на житейском опыте, - зависит от целенаправленности, систематичности работы педагогов.

В процессе отражения окружающего мира человек совместно с восприятием того, что действует на него в данный момент либо зрительным представлением, того что воздействовало на него раньше, создает новые образы с помощью процесса воображения.

Психологи считают, что воображение - особая форма человеческой психики, которая стоит отдельно от остальных психических процессов и в тоже время занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика воображения заключается в том, что оно характерно только для человека, связано с деятельностью организма и в  тоже время является психическим процессом.

Пространственное воображение - вид умственной деятельности, которая обеспечивает создание пространственных образов и оперирует ими в процессе решения практических и теоретических задач. Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительная деятельность.

Без хорошо развитого пространственного воображения невозможно успешное изучение геометрического материала, где необходимо умение читать изображения фигур, мысленно представлять необходимую конфигурацию, удерживать в зрительном поле сразу несколько объектов и оперировать ими.

Почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом воображения и творчества.  Развитие у детей воображения, в том числе пространственного, необходимо для развития творческой, гармоничной личности, способной совершать открытия, привносить в общество нововведения.

Цель - развитие пространственного воображения посредством ознакомления с формой предметов и геометрическими фигурами.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- формировать представления детей старшего дошкольного возраста о формах предметов и геометрических фигурах;

- развивать воображение, коммуникацию, творческие способности детей

Предметно - пространственная  развивающая среда

Для того, чтобы суметь развить у детей дошкольного возраста пространственное воображение при их ознакомлении с формой предмета и геометрическими фигурами,  необходимо, обеспечить предметно-развивающую среду игровым и дидактическим материалом.

По своему опыту работы я знаю, что предметно-развивающую среду необходимо существенным образом менять, в соответствии с возрастом детей. Например, если в младшей группе для ознакомления с геометрическими фигурами были представлены их образцы на плоскости, то уже в старшей группе те же фигуры представлены в объемной проекции.

В группе был создан уголок математики - это специально отведённое место, которое оформлено определенным образом, тематически наполнено играми, пособиями и материалами математического содержания, в том числе и материалами для развития геометрических представлений у дошкольников.              Организуя уголок, мы обеспечили свободный доступ детей к находящимся там пособиям и играм.  Так мы предоставляем детям возможность выбирать самостоятельно интересующую их игру и проявлять активность в игровой деятельности.

Для формирования представлений о форме предметов в уголок занимательной математики поместили: пособие «геометрические тела» абор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, конуса и треугольной призмы. Материал способствует зрительному и тактильному различению геометрических форм; так же развивающие блоки Дьенеша, палочки Кьюзенера, картонные трафареты разных форм, наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок.

Особое место среди развлечений, направленных на развитие геометрических представлений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Например, такая игра как «Танграм», называют ее еще «Геометрическим конструктором» .

Создана и постоянно пополняется картотека дидактических игр.

Планируется пополнить предметно-игровую среду объемными напольными модулями, ширмами,  игрушками оперирования, геометрическими конструкторами.

Таким образом, при организации игровой предметной среды с целью развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста, необходимо постоянно обновлять и обогащать игровое предметное содержание математических уголков, по принципу от простого к сложному, и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. 

Организация работы с детьми в разных видах деятельности:

Организованная образовательная деятельность

Дети должны научиться основным действиям по обследованию формы предметов. Обследование геометрической фигуры осуществляется путем конкретных практических действий (обводящих по контуру). Важным элементом обследования является сравнение фигур, различных по форме и величине. После того как дети научились сравнивать геометрические фигуры с предметами, близкими по форме, необходимо предоставить им возможность закреплять свойства геометрических фигур в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

         Я учу детей правильно показывать элементы геометрических фигур (углы, стороны). При пересчитывании углов ребенок должен указывать только на вершину угла. Я не объясняю, что такое вершина, а показываю точку, где соединяются две стороны. Показывая стороны, ребенок должен проводить пальцами вдоль всего отрезка - от одной вершины угла до другой. Сам угол как часть плоскости показывается одновременно двумя пальцами - большим и указательным. В объемных фигурах дети выделяют и называют боковые стороны и основания.

         Дети разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих фигурах. Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это?», «Какого цвета шары?», «Какой из них меньше?».

         По моему заданию один ребенок берет в руки маленький шар, а другой - большой. Дети передают шары по кругу: маленький шар догоняет большой шар. Потом направление движения меняется. В процессе таких игр дети уточняют особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить. Дети сравнивают шары разных цветов и размеров. Тем самым подвожу их к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

         Аналогично уточняю и обобщаю знания детей о кубе. Дети берут куб в руки, стараясь прокатить его. Он не катится. У куба есть углы и стороны (грани), он устойчиво стоит на полу. Из кубов можно строить домики, столбики, ставя один куб на другой.

Самым важным моментом при ознакомлении детей с формой является зрительное и тактильно-двигательное восприятие формы, разнообразные практические действия, развивающие его сенсорные способности.

         В организации работы по ознакомлению детей с формой предмета значительное место занимает демонстрация самой фигуры и способов ее обследования. Я учу детей при обследовании предмета держать предмет в левой руке, указательным пальцем правой руки обводить его по контуру.

         Для развития у детей навыков обследования формы предмета и накапливания соответствующих представлений организуются разные дидактические игры и упражнения.

         С целью усвоения названия и уточнения основных особенностей отдельных геометрических фигур мы играем в игры: «Назови геометрическую фигуру», «Волшебный мешочек».

         С новыми геометрическими фигурами детей знакомлю, сравнивая их модели с уже знакомыми, или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом или шаром. От непосредственного сравнения предметов с геометрическими образцами дети переходят к словесному описанию их формы, к обобщению. Порядок рассматривания и сравнения фигур может быть таким: что это? Какого цвета? Какого размера (величины)? Из чего сделаны? Чем отличаются? Чем похожи?. 

         Основными приемами могут быть: практические действия с предметами (катают, ставят); накладывание и прикладывание; обведение по контуру, ощупывание; упражнения в группировке и упорядочивании - дидактические игры, упражнения на усвоение особенностей геометрических фигур; сопоставление форм предметов с геометрическими образцами; анализ сложной формы. От детей требуется развернутое словесное обозначение своих действий (описать форму предмета, состоящего из 2-4 частей: неваляшка, машина).

          Особую роль в формировании представлений о геометрической фигуре я отводила нестандартным дидактическим средствам, а именно: палочки Кюизенера,  Блоки Деньеша.

         Блоки Деньеша, представляя собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для закрепления проводились игры «Найди клад», «Цепочка», «Художники», «Магазин».

Для индивидуальной работы со старшими дошкольниками используются таблицы и карточки, на которых нарисованы геометрические фигуры одного вида или разных видов, расположенные в разном пространственном положении.

         Одним из важных методических принципов изучения геометрического материала, а в данном случае формирование представлений о геометрических фигурах и формах, является связь  с продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, конструированием, ручным трудом).

          Занятия продуктивной деятельностью  тесно связаны с формированием представлений о геометрических фигурах. Эта связь носит действенный характер. В процессе работы с материалом (бумагой, картоном, пластилином) мы моделируем геометрические фигуры и тела, познаем их свойства. Здесь главную роль играют осязание, зрительное восприятие, ощущения при движении рук (работа с ножницами). Создавая поделку или детали к ней, составляя узоры или украшения, дети сталкиваются с большим разнообразием форм.

         В изучении и закреплении знаний представлений о геометрических фигурах в опыте работы я опиралась на  мультфильмы. Это мультфильмы: «Плоские геометрические фигуры», «Объёмные геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Прямоугольник», «Многоугольники» и др.

          Итак, с помощью геометрических сказок, дидактических игр, игровых задач и связи с продуктивной деятельностью идет формирование геометрических представлений о формах предмета, об их взаимном расположении.    

         В результате работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности.

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в режимные моменты

Все игры и игровые упражнения применялись не только в организованной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми.

Дети выполняли практические действия, манипулировали с плоскими и объемными геометрическими фигурами.

Во время совместной деятельности широко использовались накладывание, прикладывание, черчение по контуру, штриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети рисовали и вырезали, объемные - лепили из пластилина, глины.

Дошкольники учились различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник, шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа была направлена на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности.

Дети учились обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяли общие контуры и основную часть, потом определяли форму, пространственное положение, относительный размер других частей.

Следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов самостоятельной деятельности детей.

Опыт восприятия формы предметов и геометрических фигур накапливался детьми в играх с предметами и мозаиками, в процессе манипулирования разнообразными геометрическими фигурами, при составлении «картинок» на плоскости, в ходе сооружения построек из строительного материала, создания конструкций из модулей и т. д

Особое значение приобретала работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из счетных палочек, полосок бумаги, игры со счетными палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур.

Старшие дошкольники учились разделять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру): «Продолжи орнамент», «Составь узор из данных фигур» и т.д.

Для закрепления полученных знаний дети использовали дидактические игры: «Посмотри вокруг», «Почини одеяло», «Волшебный мешочек» и др.; математические головоломки, игры-забавы (пазлы, мозаики, лабиринты, магические квадраты; головоломки с палочками и т.д.)

В процессе игры и практической деятельности дошкольники манипулировали предметами, рассматривали, ощупывали их, рисовали, лепили, конструировали и постепенно вычленяли среди других свойств их форму.

Таким образом, у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигур, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом понимают те связи и отношения, которые существуют между ними.

Однако то, что эти представления есть у ребенка, позволяет предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью моделей, упражнений и дидактических игр могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах и формах.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса:

Сотрудничество с педагогами

 Работая по данной теме мне приходилось взаимодействовать с другими педагогами ДОУ.

          Очень перспективна была работа творческих групп педагогов по разработке методических рекомендаций в образовательном процессе. Ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т.еазвиваться как личность.

         Для этого мы постоянно пополняли развивающую среду, обменивались друг с другом пособиями, играми, оборудованием, посещали открытые просмотры.

         На основе моих исследований я подготовила консультацию и картотеку дидактических игр для воспитателей, направленных на развитие пространственного воображения детей.

          Мы и дальше будем искать новые формы  и методы совместной работы, будем стараться, чтобы каждый день приносил  детям радость от общения со взрослыми.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Важной составляющей деятельностью при работе с детьми, является организация работы с родителями.

Папам и мамам необходимо помнить,  что детский сад – только помощник в воспитании и развитии ребенка. В своей работе с родителями, я стараюсь устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, поддерживать их уверенность в собственных педагогических       возможностях. При этом придерживаюсь спокойного стиля общения. Ведь только доброжелательный тон может расположить родителей к себе.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я приглашаю их на «День открытых дверей» и даю возможность наблюдать за детьми в разные режимные моменты, увидеть достижения детей, овладеть отдельными математическими приемами.

Во время индивидуальной и общей работы (беседы, собрания) обсуждаю с родителями, что следует перенести в практику семейного воспитания, какие еще методы можно использовать в индивидуальной работе с ребенком дома. Это делается для того, чтобы родители дома могли помочь ребенку.

Для того, чтобы стимулировать творческую активность детей и родителей провожу конкурсы дидактических игр придуманных всей семьей «Нам без дела не сидится, будем мы творить, учиться».

В группе совместно с родителями оформили уголок математики. Подготовила ряд консультаций: «Геометрия в жизни ребенка», «Воображение - путь к успеху», «Значение пространственного воображения в жизни дошкольника и др.  Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к познавательной деятельности детей. Они правильно воспринимали  все рекомендации, что очень помогало мне в работе.

Родителям предлагались  варианты дидактических игр не требовавших специальной подготовки, которые бы они могли  проводить дома со своими детьми.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, родители с удовольствием участвуют в оформлении развивающей среды, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Результативность опыта

В начале и в конце года в группе была проведена педагогическая диагностика. Первичная диагностика, проводилась для того, чтобы я могла понять, на каком уровне находятся развития пространственного воображения у детей моей группы.

Таким образом, из данных диаграммы, я увидела, что в группе преобладают дети со средним уровнем развития пространственного воображения. Следовательно, для повышения уровня пространственного воображения, нами разработаны специальные задания, развивающие пространственное воображение через ознакомление с формой предметов и геометрическими фигурами (беседы, игровые задания, дидактические игры, игры – путешествия).

Итоговая диагностика отслеживала результаты достижения детей по этой теме после проведения запланированной работы. Сравнивая результаты начальной и итоговой диагностики, можно выявить положительные результаты в решении поставленных задач.

Количество детей с высоким уровнем развития пространственного воображения увеличилось. Это говорит о том, что целенаправленная работа принесла желаемые результаты.

Список использованной литературы

1. Программа «От рождения до школы» : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 325 с.

2. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве пособие для педагогов дошкольных учреждений  /А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса. - Москва: Мозаика - Синтез, 2014. - 72 с.

3. Колесникова, Е.В. Геометрические фигуры. Математика для детей 5-7 лет/ Е.В. Колесникова. - Москва: Сфера, 2016. - 64 с.

4. Методика формирования представлений и понятий о форме [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lektsia.com/2x14ee.html.

5. Новикова, В.П. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях / В.П. Новикова, Л.И. Тихонова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 107 с.

6. Особенности воображения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://works.doklad.ru.

7. Павлова, О.А. Эмпирический подход в познании геометрических свойств объектов окружающего мира детьми дошкольного и младшего школьного возраста / О.А. Павлова, А.В. Лыфенко, Н.И. Чиркова // Гуманизация образования. - 2016. - № 1. - С. 12.

8. Якобсон, С.Г. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» / С.Г. Якобсон, Т.И. Гизик, Т.Н. Доронова. - Москва: Просвещение, 2014. - 232 с.

 Приложение А

В настоящее время существуют различные диагностические методики по проблеме нашего исследования. Мной были выбраны следующие из них:

1. Методика «Коробка форм» (автор Н.А. Баландина), цель которой выявление уровня пространственного воображения у детей дошкольного возраста. Перед ребенком раскладывают фигуры – объемные вкладыши, основания, которых соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, многогранник. Ребенку дается небольшая инструкция, после которой он должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези. Далее происходит оценка успешности выполнения задания, в результате которой уровень развитие воображения и сопутствующих процессов у ребенка относят к одному из трех уровней:

- Высокий уровень (3 балла) – дети решают задачи на основе зрительного синтеза или пространственного воображения, в результате чего происходит безошибочное соотнесение основания фигур с прорезью в ящике;

- Средний уровень (2 балла) – ребенок простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносит с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям;

- Низкий уровень (1 балл) – дети выполняют задание путем проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сначала один, потом другой и т. д. вкладыш в одну и ту же прорезь).

Критерии оценки: за каждое правильное действие ребенок получает от 1 до 3 баллов.

2. Методика «Разрезные картинки» (автор И.А. Горбачева) оценивает сформированность воображения через способность ребенка к зрительному синтезу - объединение элементов в целостный образ. Проведение методики начинается с того, что перед ребенком раскладываются картинки из шести частей. Картинки необходимо положить так, чтобы ребенку нужно было бы их не просто сдвинуть друг с другом, но и придать им нужное пространственное положение. Далее взрослый предлагает ребенку собрать картинку и назвать то, что на ней нарисовано. Оценка результатов проведения методики заключается в том, что успешность выполнения задания ребенком относят к одному из трех уровней, которые являются показателем уровня развития воображения:

 - Высокий уровень (3 балла) – ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения и пространственного воображения. Допустимы 1 – 2 практические пробы;

- Средний уровень (2 балла) – ребенок правильно складывает картинку, но не достаточно применяет зрительное соотнесение или пространственное воображение, а результата достигает при помощи проб, прикладываний (от трех до шести попыток);

- Низкий уровень (1 балл) – ребенок составляет картинки с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не выполняет задание.

Критерии оценки: за каждое правильное действие ребенок получает от 1 до 3 баллов.

Приложение В

Беседа: «Что такое форма предмета»

Цель: Ознакомление детей с формой предметов: шар, куб, цилиндр.

Задачи:

Обучающие: формирование у детей способов обследования предмета, обучение сравнению предметов с учетом свойств их формы, группировке предметов по форме;

Развивающие: развивать внимание, речь, память, мелкую моторику рук;

Воспитательные: воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.

Материал и оборудование: кукла, 3 ведерка с крышечками, шары, кубики, цилиндры (на каждого ребенка), два тазика.

Методические приемы: беседа, показ, вопросы и ответы, игровые действия, художественное слово.

Ход занятия. Занятие проводится в группе. На стуле сидит кукла с 3 ведерками. Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Таня.

Кукла Таня. Здравствуйте дети.

Дети. Здравствуй кукла Таня.

Воспитатель. Таня, а ты пришла к нам не с пустыми руками, а с ведерками? Что у тебя в них лежит?

Кукла Таня. А вы, ребята отгадайте мою загадку, тогда вы узнаете, что лежит в одном ведерке:

Круглые, яркие, звонкие,

Умеют прыгать и кататься

И любят в руки не даваться?(Шары)

Кукла Таня. Молодцы детки, открывайте крышечку и берите шары.

Воспитатель. Давайте обведем шар пальчиком. Какой он формы?

Дети. Круглый.

Воспитатель. Да, он круглый, а давайте мы поставим шар на стол. Что получиться?

Дети. Шар катиться.

Воспитатель. Правильно, дети, шар круглый, он неустойчив на столе, поэтому катиться. А давайте мы из шариков построим дом, ставьте их друг на друга (Дети пробуют поставить шар на шар).

Воспитатель. Ну как, получилось построить дом?

Дети. Ничего не получается.

Воспитатель. Да, ничего не получается, шарики круглые и они разбегаются. Воспитатель проводит физкультминутку. Действия детей по тексту.

Девочки и мячики

Прыгают, как мячики.

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают.

Воспитатель. Таня, а что лежит у тебя в другом ведерке?

Кукла Таня. А вы дети отгадайте вторую мою загадку, и вы узнаете, что лежит во втором ведерке:

Эти чудо – кирпичики,

Я в подарок получила.

Что сложу из них – сломаю,

Все сначала, начинаю. (Кубики)

Кукла Таня. Молодцы дети, открывайте крышечку и берите кубики.

Воспитатель. Давайте обведём кубик пальчиком. Что есть у кубика?

Дети. Углы.

Воспитатель. Дети, попробуйте прокатить кубик по столу. Получается?

Дети. Стоит не катится.

Воспитатель. Кубик не может катиться, потому что у него есть углы, которые ему мешают. Но он очень устойчив и хорошо стоит на столе.

Ребята, а давайте мы из кубиков построим дом, ставьте их друг на друга.

Воспитатель. Ну как получилось построить дом?

Дети. Да, получился дом.

Воспитатель: Таня, а что у тебя в третьем ведерке?

Таня: Дети, отгадайте загадку и узнаете.

Присмотрись, стоит ведро -

Сверху крышка, снизу дно.

Два кружка соединили

И фигуру получили.

Как же ее называть?

Надо быстро отгадать. (Цилиндр).

Воспитатель: Дети, попробуйте прокатить цилиндр по столу? Построить из него башню.

Дети: Цилиндр хорошо катается по столу. Башню из него тоже можно построить.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть 3 тазика, давайте в один мы сложим шары, в другой кубики, в третий цилиндры. Дети раскладывают шары, цилиндры, кубики в два тазика. Воспитатель ведет индивидуальную работу с детьми, которые ошибаются.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сделали (воспитатель берет куклу Таню).

Кукла Таня: Ну а мне, пора возвращаться домой. С вами было весело и

интересно играть. До свидания ребята, шары, цилиндры и кубики я вам дарю.

Дети: До свидания Таня.

Игровое занятие: «Отгадай загадку»

  Цель игры - проверить детей на знание геометрических фигур, работу их воображения по представлению фигур после словесного описания, и тем самым отгадывания.

Ход игры: воспитатель делит детей на 2 команды, каждой команде задаются вопросы - загадки, чья команда отгадала больше загадок, та и победила.

Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:

Острый угол и тупой

Вечно связаны судьбой.

Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? (Ромб)

 

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это … (круг).

На фигуру посмотри

И в альбоме начерти

Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.

Получился не угольник,

А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

 

Он похожий на яйцо

Или на твое лицо.

Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:

Круг приплюснутым стал.

Получился вдруг…. (овал).

В математике она

Пригождается всегда:

Без хвоста от запятой

Всем нам кажется простой.

И в конце, закончив строчку,

Мы поставим, братцы, …. (точку).

 

 

Вроде круг, но дело в том,

Что иначе мы зовем

Нарисованный кружок.

В чем секрет? Скажи, дружок!

Эта странная наружность

Называется…. (окружность).

 

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Как его нам не вертеть

Равных граней ровно шесть.

С ним в лото сыграть мы сможем,

Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб

Потому что это… (куб)

Вновь беремся мы за дело,

Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать

И немного полетать.

Очень круглый, не овал.

Догадались? Это… (шар).

 

                        Проведение дидактических игр

Назови геометрическую фигуру. Цель - учить зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Материал: таблицы с геометрическими фигурами. На каждой таблице контурные изображения двух-трех фигур в разных положениях и сочетаниях.

Ход игры. Игра проводится с одной таблицей. Остальные можно закрыть чистым листом бумаги. Взрослый предлагает внимательно рассмотреть геометрические фигуры, назвать их. На одном занятии можно показать ребенку 2-3 таблицы.

Найди предмет такой же формы. Ход игры. У взрослого имеются нарисованные на бумаге геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. Он показывает ребенку одну из фигур, а ребенок должен назвать предметы такой же формы.

Сравни и заполни. Цель - закрепление представлений о геометрических фигурах, умение сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Материал: геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) четырёх цветов, таблицы, с изображением цветных геометрических фигур.

Ход игры. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки.

Почини одеяло. Цель - знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из  данных. Материал: геометрические фигуры. Ход игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса - Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Помоги Буратино починить одеяло.

Упражнение «Какая игрушка?». В выполнении этого упражнения может участвовать вся группа, но лучше проводить его с подгруппами из 3–7 человек. Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета. Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, представляющая собой схематическое изображение, которое может подразумевать несколько разных игрушек.

Ход упражнения. Взрослый предлагает детям придумать, глядя на картинку, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка. Показывает первую картинку из набора (например, картинка круг - это может быть мяч, тарелка, колесо, обруч, рубль и т.п.).

Спрашивает у детей (по очереди), на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы дети не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки взрослый спрашивает ребенка, который еще не отвечал первым. При проведении упражнения можно предложить детям не более 5–6 картинок. Важно поддерживать инициативу каждого ребенка, но постараться создать установку на оригинальный ответ.

Игра «Приглашение». Дидактическая задача - упражнять детей в работе с бумагой; закреплять представления о геометрических фигурах. Игровая задача - изготовить пригласительные билеты на елку. Игровые правила: для каждого героя подобрать и украсить приглашение в соответствии с формой окошечка.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям о том, что у кукол и мишек скоро новогодний праздник. Звери начали шить себе карнавальные костюмы. Предлагает пригласить зверей в гости на елку в детский сад и для этого сделать пригласительные билеты. Воспитатель предлагает каждому ребенку решить, для кого он будет делать приглашение, и выбрать подходящую открытку. Дети выбирают открытки с уже готовым отверстием на левой стороне, а правую сторону они будут оформлять по своему усмотрению. Дети выбирают материалы для украшения правой стороны открытки (шнуры, бусины, бумагу и т.д.). Звери, которых надо пригласить на елку в детский сад, нарисованы на бумаге, и детали их тел состоят из разных геометрических фигур. Например, у лисы деталями тела являются треугольники, у волка прямоугольники, у зайца круги. Дети должны подобрать ту открытку, на которой окошечко на левой стороне вырезано в виде такой же фигуры, из которой сложено тело животного на рисунке. Правильно подобрав открытку, ребенок изготавливает украшения на правой ее стороне такими же геометрическими фигурами, как и окошечко.

                                         Игра «Мы - артисты!»

Дидактическая задача:  учить детей определять форму предметов. Игровая задача: определить, с каким атрибутом выступает каждый артист. Игровое правило: называть атрибут только после объявления номера ведущим.

Ход игры. Воспитатель надевает плащ, объявляет, что он ведущий, будет вести представление и приглашает детей в цирк, чтобы помочь ему объявлять артистов.

В цирке музыка играет,

Всех на праздник приглашает.

К нам приехали артисты:

Силачи, эквилибристы,

Выступаем только раз - Все для вас!

Мне поручен конферанс, Удивить смогу я вас.

Надеваю я… цилиндр И в цилиндре я один!

Буду номер объявлять

И артистов представлять.

Внимание! Фокусник Матуба Достает нам сюрпризы из… куба   Накрывает он куб пустой

Появляется заяц косой!

(Воспитатель накрывает коробку и после «магических» движений рукой достает игрушечного зайца. Затем берет в руки кнут и ударяет в воздухе.) Стало тихо в нашем зале (показывает шар)

Упражнение на… шаре

Выполняет львица Киса,

Настоящая актриса! (Показывает выступление игрушечной львицы, зрители аплодируют).

Вот лошадки друг за другом

По арене, как по… кругу,

Быстро, резво побежали,

Аплодируют все в зале!

(Показывает картинку с изображением бегущих по цирковой арене лошадок). Воспитатель во время объявления номеров делает паузы, чтобы дети смогли рассмотреть и назвать форму предмета. Далее можно предложить ребятам выступить в роли конферансье, дрессировщика и других артистов. Дети берут в руки предметы известной им формы и показывают свое выступление. Дети-зрители определяют форму предмета.

 Художественный день.

Цель - развитие воображения. Ход занятия: воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать геометрическую фигуру, которая ему больше всего нравится. И затем, используя только данную фигуру нарисовать на листе карандашами картину.

Работа с конструктором. Цель - развитие у детей пространственного воображения. Ход занятия: воспитатель предлагает детям несколько наборов конструкторов, в которые входят различные геометрические фигуры. Дети должны каждый индивидуально построить различные предметы (дом, гараж), фигуры (шар, куб).

 Проведение игры - путешествия: «Путешествие в страну Геоманию»

 Цели:

- закрепление знаний о геометрических фигурах, их признаках (количестве углов, вершин, сторон);

- преобразование одной геометрической фигуры в другую, овладение умением анализировать расположения фигур по схеме, составление силуэта;

- упражнять в счёте в пределах десяти, развивать умение находить место числа в числовом ряду,

- расширять пространственное представление.

- развивать внимание, мышление, память,

- совершенствовать двигательные навыки.

Оборудование: набор больших геометрических фигур из цветного картона (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал); игра «Танграм» (по количеству детей, цветные нитки, геометрические фигуры из цветной бумаги для конструирования корабля 6 треугольников, 2 прямоугольных полоски для мачты, 3 прямоугольника - красный, белый и синий, конверты по количеству детей с геометрической фигурой, 2 набора карточек с цифрами от 1 до 10, медали «Самый умный» по количеству детей.

Методические приёмы:

1. Игровая ситуация: «Путешествие на корабле».

2. Физкульт минутка: «Что нам чудится в тумане»

3. Игра «По порядку становись»

4. Игра «Будь внимателен».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Геоманию. Там живут друзья - фигуры. Путь нам предстоит далекий, мы поплывем по морю на корабле. Этот корабль нам нужно сделать самим. У меня геометрические цветные фигуры. Давайте мы их назовём.

Дети называют геометрические фигуры и их количество (квадрат коричневый, прямоугольники маленькие: белый, синий, красный, два больших белых треугольника, два больших коричневых треугольников, черный маленький прямоугольник, белый маленький прямоугольник).

Воспитатель: Строить корабль мы будем по схеме (по схеме вместе с воспитателем дети из геометрических фигур выкладывают на полу корабль).

Воспитатель: Корабль готов, и с вами должны выбрать капитана. Капитаном будет тот, кто правильно отгадает загадки и больше всех получит фишек.

Ёжик по лесу шёл, на обед грибы нашёл,

Два под берёзой, один у осины,

Сколько их будет в плетёной корзине? (3)

 

Под кустами у реки жили майские жуки,

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (4)

 

Три цыплёнка стоят на скорлупки глядят,

Два яичка в гнезде у наседки лежат

 

Сосчитай поверней,

Сколько будет цыплят у наседки моей? (5)

 

К серой цапле на урок прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки приготовили уроки,

Сколько лодырей сорок прилетело на урок? (4)

 

Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками, Сосчитайте, дети, сами? (5)

 

Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек.

«Приходите все на чай» Сколько чаек, отвечай? (10)

 Воспитатель: Посчитайте, сколько фишек у каждого. У кого больше всех (выбираем капитана)? Первая наша остановка в страну Геоманию будет станция «Молчанка». У всех наборы геометрических фигур. Я читаю вам загадку, а вы, молча, поднимаете фигуру - отгадку.

Три вершины, три угла,

Три сторонки, это я - (треугольник).

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины,

Вам его представить рад, а зовут его (квадрат)

Четыре стороны, четыре угла, Четыре вершинки,

- Мой брат- квадрат, А кто же я? (прямоугольник).

 Воспитатель: Следующая остановка «Узнай и выложи». Каждый из вас получит конверт с одной геометрической фигурой, вам нужно нарисовать эту фигуру цветной ниткой, а потом узнаете у друг друга фигуру.

На корабле погас свет, что нас может выручить в этой ситуации? (свеча). (Предложить каждому ребёнку набор «Танграм», выложить по образцу свечу.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, но, чтобы нам продолжить свое путешествие, предлагаю вам немного отдохнуть. Физкультминутка:

Что там чудится в тумане?

(прикладывают руку козырьком, тянутся на носочках)

Волны плещут в океане.

(машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей.

(вытягивают руки вверх, соединяя ладони)

Пусть плывут сюда скорей!

(приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

(ходьба на месте, высоко поднимая колени)

Ищем ракушки в песке

(наклоны вперед)

И сжимаем в кулаке.

(сжимают и разжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать, -

Надо чаще приседать.

(приседания).

 Воспитатель: Следующая остановка «Силачи». Игра «Будь внимателен». На доске расположены геометрические фигуры. Ребята запоминают расположение фигур, затем воспитатель убирает, или меняет фигуры местами. Ребята должны определить и рассказать, что изменилось.

Воспитатель: Молодцы, ребята, наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать? На каких станциях вы сегодня побывали? А какие задания вам показались самыми трудными? Но мы с вами справились со всем, и я хочу вручить вам всем медали за смелость, силу, отважность

 Проведение игры: «Танграм»

 Цель - развитие пространственного воображения.

Ход игры: игра представляет собой равносторонний квадрат. Для детей 5-6 лет квадрат 12*12 см. Квадрат делится на 7 частей: два больших прямоугольных треугольника, два маленьких прямоугольных треугольника, один равносторонний квадрат, один средний треугольник и параллелограмм. Размеры: квадрат - 4,2 см*4,2 см, большие треугольники - 8,5*8,5*12 см. Квадрат разрезается на части,  готовятся шаблоны для построения фигур (например, кошка, дом, корабли). Дети 5 - 6 лет могут строить по схемам, сначала такого плана, где видны границы геометрических фигур, затем без границ.

 

  

Аппликация и лепка

Аппликация. Цель - развитие пространственного воображения с помощью выстригания различных геометрических фигур, наклеивания их на шаблон. Ход занятия: воспитатель предлагает детям сесть за столики, взять ножницы, клей, выбрать себе шаблон и листок с изображенными на нем геометрическими фигурами, подходящими к шаблону. Ребенок должен вырезать фигуру и наклеить ее на шаблон (например, на листе изображены контуры кошки, состоящей из кругов и овалов, ребенку необходимо выстричь нужные фигуры и наклеить их на шаблон, чтобы получилась разноцветная картина).

Лепка. Цель - развитие пространственного воображения с помощью лепки из пластилина нескольких геометрических фигур каждым ребенком (3-5 фигур). Ход занятия: воспитатель предлагает детям сесть за столики, взять пластилин и слепить каждому по несколько запомнившихся геометрических фигур.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

«Развитие пространственного воображения при ознакомлении детей дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами»

Автор: Гармаева Т.Д.

г. Закаменск