Развитие речевой активности

у детей младшего дошкольного возраста, 4 – 5 лет

с помощью мини-робота Bee - Bot

Автор: Войцеховская Наталья Юрьевна.
воспитатель МАДОУ «Буратино»

Вариативность образования - это один из основополагающих принципов и направлений развития современной системы образования в России. Именно вариативная часть программы обеспечивает качество образовательного процесса и создает оптимальные условия для социально-личностного развития детей дошкольного возраста с учетом его физического и психического здоровья, индивидуально-творческой траектории развития, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе и адаптации к окружающему социуму.

Дети приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Используя STEM - технологии дети, играя, развиваются, одновременно обучаясь в деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости.

В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, а новый материал запоминается легче. У детей развивается воображение, фантазийное творчество. Они приобретают способность к практическому и интеллектуальному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса в результате практической деятельности.

У детей складывается опыт обобщения и классификации предметов и явлений по нескольким признакам, укрепляются знания и умения пользования универсальными знаковыми системами. Практически закрепляется свободное владение родным языком.

Использование программируемых мини - роботов «Bee - Вot» - «Умная пчела» в образовательном процессе воспитателя очень эффективно, так как они являются великолепным средством, обеспечивающим интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие).

Робот «Умная пчела» – это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. Увлекательные занятия в виде игр гораздо успешнее позволяют осуществить работу по исправлению речевой патологии, раскрыть творческий потенциал ребенка.

Игры с мини-роботами «Bee - Вot» отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности в непосредственной образовательной деятельности, помогают ее разнообразить, прослеживание за роботом активизирует внимание и зрительную концентрацию за движущимся предметом. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация, также развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий.

С чего необходимо начать работу?

знакомство с «пчёлкой»;

об

уч

ение

умению

ориентиро

ваться на тематических ковриках;

программирова

ние

пут

и

пошагово, нажимая на кно

пки, шагая к определенной цели;

проговари

вание

ход

а

действия «у

мной пчё

лки», произнося различный речевой м

атериал;

самостоятельное использование «пчёлки» в игровой деятельности

Примерные игровых заданий с мини-роботами «Bee - Вot»,

которые позволяют решить различные задачи, направление на речевое развитие

р

азвитие слухового внимания

«Найди заданный звук» – взрослый называет звук, а ребенок строит путь к схеме этого звука или ребенок проходит по заранее прописанному алгоритму и когда пчёлка доходит до заданного звука – называет его и придумывает слово с этим звуком;

а

ктивизация артикуляционного аппарата и формирование звукопроизношения

«Найди и сделай упражнение» – ребенок строит маршрут пчелки до заданного артикуляционного упражнения, а потом выполняет его;

«Идём до звука» – выполняя определенные артикуляционные движения;

развитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа:

у

точнение и активизация словаря

«Что лишнее?» – дойти до картинки, в названии которой нет данного звука;

«Любимое варенье» – найди варенье, которое любишь и назови его;

р

азвитие связной речи

«Составь рассказ по серии картинок» - формирование пространственных представлений;

«Опиши зимующих птиц», «Опиши перелётных птиц» - необходимо найти и описать зимующих и перелётных птиц;

«Собери все фрукты», «Собери овощи» - собрать фрукты, оставляя не собранными овощи и наоборот;

«Найди детёнышей диких животных» - знакомство с детёнышами диких животных;

«Чей хвост?» - подобрать хвост для каждого животного и проложить маршрут до нужного животного;

«Наведи порядок в шкафу» (одежда, обувь, головные уборы) – классификация предметов

«Времена года» - необходимо найти и описать признаки времени года.

Примеры игровых полей для мини - робота «Bee - Вot»

Игровое поле

«Опиши зимующих птиц»

Игровое поле

«Собери урожай овощей»

Игровое поле

«Помоги белке добраться до дупла»

Игровое поле

«Накорми синичку»

Игровое поле

«Путешествие по сказкам В.Г. Сутеева»

Игровое поле

«Запусти рыб в аквариум»

Конечно, все эти игры многофункциональны и решают сразу несколько задач. В любой игре необходимо умение задавать направление движения, а значит, развивается ориентировка в пространстве.

Но кроме этого, каждая игра имеет свою тематику. Это игры по лексическим темам, которые основной задачей выполняют развитие навыка обобщения и классификации, кроме этого во всех играх решается задача развития и обогащения словарного запаса, лексико-грамматических категорий.

Такие игры очень нравятся детям. Дети с удовольствием помогают мини-роботу «Умной пчёлке», тем самым увлекательно, без напряжения выполняют разнообразные речевые упражнения и задания.

Таким образом, в настоящее время развитие инженерных технологий в дошкольном образовании являются новой ступенью в образовательном процессе, позволяя оптимизировать и индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, создавать в процессе обучения необходимую этим детям «ситуацию успеха».

Благодаря сочетанию традиционных и инновационных технологий работа педагога в дошкольной организации становится значительно разнообразнее и эмоциональнее, а у детей проявляется творчество и радость поиска новых технических решений.