Хочется начать свою работу словами К. Д. Ушинского «Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – вот задача обучения»

«Развитие мелкой моторики рукииспользуя оригами» я выбрала сразу же. И даже не могла предположить, что это настолько интересно и важно. Ведь в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Из своего игрового опыта он черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. Ведь развитие речи и моторика руки взаимосвязаныМелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга.

Так как я работаю в детском саду комбинированного вида, то в своей работе я уделяю особое внимание развитию мелкой моторики : пальчиковой гимнастике, лепке, аппликации, рисованию и самое интересное для меня и моих воспитанников оригами. Ведь это превосходный способ увлечь ребенка интересным делом, которое развивает творческое мышление, фантазию, а самое главное – моторику рук.

С первых недель жизни ребенка необходиморазвивать слух ребенка, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Становление речи особенно тесно связано с развитием тонких движений пальцев рук.

Рука ребенка, как и весь организм, находится на стадии интенсивного развития.

Мелкая моторика ребенка 4-5 лет развита недостаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются синхронно, то есть, действуя все вместе.

У ребенка 5-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.

Также всевозможные игры с мячом, кубиками скакалкой. Постепенно уменьшаю размер используемых предметов, с которыми играют дети, я добиваюсь большей точности движений, улучшаю координацию движений пальцев рук. От кубиков крупных размеров перехожу к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Играем мячом малых размеров, кольцами, очень люблю использовать различные шнуровки

Кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности.

Играю с пуговицами или косточками. Можно выложить узор или фигурку.

К четырем годам ребенок в состоянии выкладывать из счетных палочек простейшие геометрические фигуры. Например, я предлагаю ему повторить узор, сложи лесенку, забор и т. д.

Для того что бы работа по развитию мелкой моторики пальцев была результативной, используюпальчиковую гимнастику. В ходе физкультминуток на занятиях, в повседневной жизни я предлагаю детям как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Они изображают зайцев, собак, медведя, птиц и т. д. с которыми предлагаются произвести какие-то действия.

А как бы вы показали?

Жили-были гномики в расчудесном домике.

Папа гном дрова рубил, гном сынок их в дом носил,

Мама гномик суп варила, гномик дочь его солила

Гномик бабушка вязала, гномик тётушка стирала

Дед окошко открывал, всех знакомых зазывал!

В своей работе я использую самомассаж, который является средством повышения иммунитета. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг ребёнка поступает мощный поток импульсов от мышц и суставов. Кроме того, массаж способствует приливу крови к нервным окончаниям, что оказывает положительное воздействие на головной мозг.

Например:

1) Имитация игры на пианино.

2) Поглаживание и мытье рук.

3) Нанизывание и снятие колечек и т. д.

Также использую следующие приемы для развития мелкой моторики :

1) «Чудесный мешочек» - определи на ощупь.

2) «Сматывание толстых ниток в клубок».

3) «Обрывная аппликация» и т. д.

Мои дети очень любят игры с предметами домашнего обихода.

Например:

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха :

«Сильно кусает котёнок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш»!

Таким образом, я систематизировала работу по развитию мелкой моторики, разделив её на три блока по мере сложности для детей.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Выработка обобщё нного двигательного образа предмета:

Показ предметов жестами;

Пантомимы;

Пальчиковая гимнастика;

Физминутки;

Плетение;

Бисерография;

Ниткопись;

Оригами.

Выработка обобщё нного тактильного образа предмета:

Выкладывание мелкими предметами,

Мозаика,

Работа с пластилином,

Самомассаж.

Выработка обобщё нного зрительного образа предмета:

Обводка фигур;

Рисование по точкам;

Дорисовывание второй половинки рисунка;

Рисование по образцу. 

В одном из блоков я включила – оригами. Я очень люблю этот вид искусства. Вместе с детьми я нарабатываю опыт работы в развитии мелкой моторики рукииспользуя оригами. Так как я считаю, что при выполнении поделок оригами у детей развивается наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, внимание, сообразительность, смекалка, точность движений пальцев рук. Дети приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, аккуратность, творческий потенциал. 

Мною был составлен план кружковой работы «Чудесный квадрат», который решает проблему развития мелкой моторики руки, через освоение приёмами работы с бумагой. Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал, который применяется не только в рисовании, аппликации, конструировании. Детей привлекает возможность самим создавать поделки из бумаги, которые будут использованы в играх, оформлении группы к праздникам, подарены родителям, друзьям.

И ещё очень важно донести до родителей значение оригами на развитие мелкой моторикиРодители смогли бы понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Самостоятельно, при поддержке, создании условий родителями, дети начали заниматься складыванием простейших моделей, со временем совершенствуя свои навыки.

Благодаря проведенной работе я убедилась, что многие проблемы могут быть решены на занятиях через оригамиОригами привносит в деятельность ребенка чувственно-эмоциональный компонент, определяет характер познавательной активности, практически все психические процессы оказываются задействованы.

Оригами помогает решать важнейшие методические задачи:

- формировать и развивать навыки и умения;

- пробудить интерес к занятиям;

- расширять кругозор воспитанников;

развивать мотивационно-потребностную сферу воспитанников;

- совершенствовать основные способности и психические процессы.

Мне нравится моя работа. Поэтому я считаю необходимым пополнять занятия новыми идеями, сказками, поделками. Ведь именно благодаря этому развивается мелкая моторика рук моих воспитанников.