* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .c3 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Ромодина Любовь Анатольевна

Воспитатель

МАОУ детский сад №210 «Ладушки»

Тема: Развитие речи через техническое творчество.

Как известно, речь играет уникальную роль в становлении личности ребенка - дошкольника. С помощью речи мы передаем свои мысли и накопленную информацию, делимся опытом и переживаниями.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Каждый ребенок - потенциальный изобретатель. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в нас генетически. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

В дошкольный период, мы имеем возможность направить активный интерес ребенка к информационно- компьютерным технологиям в нужном направлении.

Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, на навыки конструктивно-модельной деятельности.

Общеразвивающая направленность технического творчества детей дошкольного возраста является первичной по отношению к формированию специальных способностей детей, поэтому содержание образования по развитию технического творчества может быть раскрыто на основе интеграции с содержанием других образовательных областей:

- «Социально – коммуникативное» и «Речевое развитие» (развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками по поводу процесса и результатов технического творчества);

- «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части ознакомления с современными профессиями людей, развитие элементарных математических представлений).

Примером тому может стать приоритетное в наше время направление в образовании – Алгоритмика.

Алгоритмика изучает последовательность действий. Традиционно изучением мы занимаемся в программной среде при помощи пиктограмм, либо других условных обозначений. Алгоритмика учит нас не только выстраивать последовательности с использованием компьютерных программ, но и учит объяснять причины и следствия своего выбора.

В программной среде «ПиктоМир», разработанной в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук создан ряд игр, направленных на кооперативное обучение. При помощи таких заданий, воспитанники учатся работать в паре, договариваться и распределять задачи между собой, что способствует развитию процесса коммуникации и речи в целом.

Что касаемо робототехники, то еще в процессе создания своего продукта деятельности, ребята уже делятся между собой своими фантазиями, замыслами и идеями сюжетов для игры. После сборки модели, воспитанники приступают к творческому программированию, после чего, каждый представляет свою модель и рассказывает о видах ее программирования и механических возможностях при определенной программе. Данный процесс способствует развитию речи, а так же дает опыт представления своего проекта другим воспитанникам, что уже является опытом публичного выступления.

Направление легоконструирования, само по себе, как и процесс игры несет в себе коммуникации, дети создают проекты по схемам и картинкам, по памяти. Разыгрывают сюжеты с использованием собранных построек и героев. Работают в команде на скорость и логику при зеркальном воспроизведении заданных конструкций. Обсуждают варианты ответов при выстраивании логического ряда из лего кирпичиков.

Таким образом, при помощи творческого программирования, робототехники и легоконструирования мы можем легко преобразовать традиционную подачу учебного материала по развитию речи в интересную, привлекательную и эффективную совместную деятельность, чего от нас и требует ФГОС.

Список литературы:

Волосовец

Т. В., Карпова Ю. В., Тимофеева. Парциальная программа дошкольного образования «От

Фрёбеля

до робота: растим будущих инженеров». — 2-е изд. — Самара: Вектор, 2018.

Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора). — Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001

Фешина

Е. В.

Лего-конструирование

в детском саду. — Москва: ТЦ Сфера,2017