Педагогический совет

«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»

Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для развития речи детей и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

План педсовета:

1.Выполнение решения предыдущего педсовета- Бакулина Т.Ю.

2.Актуальность речевого развития через сюжетно-ролевые игры и театрализацию аведующая Бакулина Т.Ю.

3.Итоги тематического контроля: «Эффективность работы по развитию речи в игровой деятельности»- старший воспитатель Тарабан О.В.

4.Теоретическая часть.

-развитие речи-младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр -Московченко Т.М.

-Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников-Панченко Т.В.

- Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи- Кайгородова Е.В.

5.Информационно-практическая часть –из опыта работы педагогов.

Итоги конкурса «Лучший атрибут для сюжетно-ролевой игры»

Презентация дидактической игры по развитию речи

Интеллектуально-творческая игра

6. Решение педсовета -педагоги

Ход педсовета:

1.Выполнение решения предыдущего педсовета- заведующая Бакулина Т.Ю.

2.Актуальность речевого развития через сюжетно-ролевые игры и театрализацию- Бакулина Т.Ю.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, ведь дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.  Овладения родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы должны приложить достаточно  усилий, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно.

Размышляя над вопросом развития речи, изучая методическую литературу, наблюдая за играми детей, самый верный путь - это развивать речь воспитанников через любовь к игре.

 "Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников" А.Н.Острогорский. У многих детей  отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в  формировании грамматического строя. Развитие речи у детей будет происходить успешно, если соблюдены и достигнуты ряд условий. Создание условий для полноценного развития речи предусматривает:

создание развивающей предметно - пространственной среды;

целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

повышение профессионального уровня педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

изучение устной речи детей;

активное участие родителей в речевом воспитании детей.    

В наше непростое время дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей, то это лучше делать в процессе сюжетно - ролевой игры и театрализации. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. В процессе сюжетно - ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребёнка - дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно - ролевая игра, является основанием коррекционной и развивающей деятельности в этом возрасте. В повышении уровня развития речи детей также может помочь театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии.   Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки; работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу; активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи; дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми; в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся         формирования         выразительности         речи ребенка, интеллектуального воспитания.

 3.Итоги тематического контроля: «Эффективность работы по развитию речи в игровой деятельности»- старший воспитатель Тарабан О.В.

4.Теоретическая часть.

Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка.

 Многих педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома, они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. «Пальчиковые» игры играют большую роль в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.

 

-развитие речи-младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр -Московченко Т.М.

-Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников-Панченко Т.В.

- Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи- Кайгородова Е.В.

5.Информационно-практическая часть –из опыта работы педагогов.

-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм

-Разучивание сказок, рассказов, стихотворений для формирования памяти и речевого воспроизведения.

-.Итоги конкурса «Лучший атрибут для сюжетно-ролевой игры»

-Презентация дидактической игры по развитию речи

Интеллектуально-творческая игра

1.Разминка

Что значит для детей игра

?

(

радость, интерес, творчество, социализация, гармония, познание)

Какие качества развивает игра

?(

активность, нравственность, дружелюбие, коллективизм)

1.3 Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

1.4Чем определяется творческий характер сюжетно – ролевой игры?

(замыслом)

1.5. Что является структурным компонентом игры?(сюжет)

1.6. Какую роль чаще всего ребенок принимает на себя?(роль взрослого)

1.7. Какой наиболее важный принцип должен соблюдаться в организации игры?(атрибуты)

1.8.Назовите игры с производственным сюжетом(поликлиника, дом моделей, салон красоты, торговый центр)

1.9. Назовите общественно – политические сюжетно – ролевые игры. ( выборы, спасатели, пожарные)

1.10.Что такое драматизация?(инсценирование произведений)

1.11. Назовите этот вид театра(настольный, пальчиковый)

1.12. Где жила дюймовочка?(в цветке тюльпана)

1.13.Сказка в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не валяются(Муха-цокотуха)

1.14.Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4сольдо)

1.15.Где жил Карлсон?(на крыше)

1.16.Где используются мнемотаблицы? (при заучивании стихотворения, составлении описательного рассказа, перессказа текста)

1.17.Слова, противоположные по смыслу (антонимы)

1.18.Самая дружная в сказке коммунальная квартира (теремок)

1.19.Традиционное блюдо Эников-Беников(вареники)

1.20.Семь желаний на одной ножке.(цветик –семицветик)

2.Найти пары пословиц

Что Бог ни делает - все к лучшему! НО: На Бога надейся, а сам - не плошай!!!

Бог работу любит! НО: От работы кони дохнут.!

Когда я ем - я глух и нем! НО: Когда я кушаю - я говорю и слушаю!

Дело мастера боится - -

Работа не волк - в лес не убежит

Без труда не вытащить и рыбку из пруда - От работы кони дохнут

Под лежачий камень вода не течёт. – Лежачий камень – и тот мхом обрастёт.

Поспешишь – людей насмешишь. – Коси коса, пока роса. Куй железо, пока горячо.

Кто немало начинает, очень мало

осуществляет. За двумя зайцами погонишься, ни

одного не поймаешь.

Ошибка других - хорошие учителя. На ошибках учатся.

Совершенные поступки в советах не

нуждаются. После драки кулаками не машут.

С красноречивым языком не пропадешь. Язык до Киева доведет

. Лицо выдает негодяя. На воре и шапка горит.

Сначала подумай, потом начинай . Семь раз отмерь, один -отрежь.

В беде сотня друзей весит очень мало. Истинные друзья познаются в беде.

Отсутствие ответа тоже ответ. Молчание - знак согласия.

3.Подбери к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

-Не в золоте счастье(Курочка Ряба)

-Чьи хоромы, того и хлеб( Три медведя)

-Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком( Колобок)

-Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья(Репка)

-В тесноте, да не в обиде.(Рукавичка)

-Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло) Волк и семеро козлят)

6. Решение педсовета –педагоги

Решение педагогического совета:

1.Продолжать работу по формированию коммуникативно- речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов.

срок: постоянно, отв. воспитатели

2.Использовать в планах мнемотаблицы в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах. (Отвоспитатели групп, срок: в течение года).

3. Педагогам продолжать планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи .

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

4. Планировать и проводить мероприятия для показа малышам.

Срок: один раз в месяц. Отв: воспитатели старших, подготовительных групп.

5. Продумывать планирование игр нового поколения(МЧС, БАНК, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие,) связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

6. Пополнять развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности согласно современному ритму жизни.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.

7.Систематически планировать и проводить театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры согласно возрасту.

Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.