Педагогический совет
«Развитие речи детей через сюжетно-ролевые игры и театрализованную деятельность»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для развития речи детей и определить пути совершенствования работы в данном направлении.
План педсовета:
1.Выполнение решения предыдущего педсовета- Бакулина Т.Ю.
2.Актуальность речевого развития через сюжетно-ролевые игры и театрализацию -заведующая Бакулина Т.Ю.
3.Итоги тематического контроля: «Эффективность работы по развитию речи в игровой деятельности»- старший воспитатель Тарабан О.В.
4.Теоретическая часть.
-развитие речи-младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр -Московченко Т.М.
-Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников-Панченко Т.В.
- Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи- Кайгородова Е.В.
5.Информационно-практическая часть –из опыта работы педагогов.
Итоги конкурса «Лучший атрибут для сюжетно-ролевой игры»
Презентация дидактической игры по развитию речи
Интеллектуально-творческая игра
6. Решение педсовета -педагоги
Ход педсовета:
1.Выполнение решения предыдущего педсовета- заведующая Бакулина Т.Ю.
2.Актуальность речевого развития через сюжетно-ролевые игры и театрализацию- Бакулина Т.Ю.
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, ведь дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Овладения родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы должны приложить достаточно усилий, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и правильно.
Размышляя над вопросом развития речи, изучая методическую литературу, наблюдая за играми детей, самый верный путь - это развивать речь воспитанников через любовь к игре.
"Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников" А.Н.Острогорский. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Развитие речи у детей будет происходить успешно, если соблюдены и достигнуты ряд условий. Создание условий для полноценного развития речи предусматривает:
создание развивающей предметно - пространственной среды;
целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
повышение профессионального уровня педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
изучение устной речи детей;
активное участие родителей в речевом воспитании детей.
В наше непростое время дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей, то это лучше делать в процессе сюжетно - ролевой игры и театрализации. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. В процессе сюжетно - ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребёнка - дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно - ролевая игра, является основанием коррекционной и развивающей деятельности в этом возрасте. В повышении уровня развития речи детей также может помочь театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность имеет особое место в речевом развитии. Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки; работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу; активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи; дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми; в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания.
3.Итоги тематического контроля: «Эффективность работы по развитию речи в игровой деятельности»- старший воспитатель Тарабан О.В.
4.Теоретическая часть.
Известно, что театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка.
Многих педагогов и родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти можно проводить как в детском саду, так и дома, они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. «Пальчиковые» игры играют большую роль в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
-развитие речи-младших дошкольников посредством пальчиковых и театрализованных игр -Московченко Т.М.
-Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников-Панченко Т.В.
- Роль сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи- Кайгородова Е.В.
5.Информационно-практическая часть –из опыта работы педагогов.
-Привлечение родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм
-Разучивание сказок, рассказов, стихотворений для формирования памяти и речевого воспроизведения.
-.Итоги конкурса «Лучший атрибут для сюжетно-ролевой игры»
-Презентация дидактической игры по развитию речи
Интеллектуально-творческая игра
1.Разминка
Что значит для детей игра
?
(
радость, интерес, творчество, социализация, гармония, познание)
Какие качества развивает игра
?(
активность, нравственность, дружелюбие, коллективизм)
1.3 Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры. (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)
1.4Чем определяется творческий характер сюжетно – ролевой игры?
(замыслом)
1.5. Что является структурным компонентом игры?(сюжет)
1.6. Какую роль чаще всего ребенок принимает на себя?(роль взрослого)
1.7. Какой наиболее важный принцип должен соблюдаться в организации игры?(атрибуты)
1.8.Назовите игры с производственным сюжетом(поликлиника, дом моделей, салон красоты, торговый центр)
1.9. Назовите общественно – политические сюжетно – ролевые игры. ( выборы, спасатели, пожарные)
1.10.Что такое драматизация?(инсценирование произведений)
1.11. Назовите этот вид театра(настольный, пальчиковый)
1.12. Где жила дюймовочка?(в цветке тюльпана)
1.13.Сказка в которой опровергается утверждение, что деньги на дороге не валяются(Муха-цокотуха)
1.14.Сколько стоил билет в театр Карабаса-Барабаса? (4сольдо)
1.15.Где жил Карлсон?(на крыше)
1.16.Где используются мнемотаблицы? (при заучивании стихотворения, составлении описательного рассказа, перессказа текста)
1.17.Слова, противоположные по смыслу (антонимы)
1.18.Самая дружная в сказке коммунальная квартира (теремок)
1.19.Традиционное блюдо Эников-Беников(вареники)
1.20.Семь желаний на одной ножке.(цветик –семицветик)
2.Найти пары пословиц
Что Бог ни делает - все к лучшему! НО: На Бога надейся, а сам - не плошай!!!
Бог работу любит! НО: От работы кони дохнут.!
Когда я ем - я глух и нем! НО: Когда я кушаю - я говорю и слушаю!
Дело мастера боится - -
Работа не волк - в лес не убежит
Без труда не вытащить и рыбку из пруда - От работы кони дохнут
Под лежачий камень вода не течёт. – Лежачий камень – и тот мхом обрастёт.
Поспешишь – людей насмешишь. – Коси коса, пока роса. Куй железо, пока горячо.
Кто немало начинает, очень мало
осуществляет. За двумя зайцами погонишься, ни
одного не поймаешь.
Ошибка других - хорошие учителя. На ошибках учатся.
Совершенные поступки в советах не
нуждаются. После драки кулаками не машут.
С красноречивым языком не пропадешь. Язык до Киева доведет
. Лицо выдает негодяя. На воре и шапка горит.
Сначала подумай, потом начинай . Семь раз отмерь, один -отрежь.
В беде сотня друзей весит очень мало. Истинные друзья познаются в беде.
Отсутствие ответа тоже ответ. Молчание - знак согласия.
3.Подбери к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
-Не в золоте счастье(Курочка Ряба)
-Чьи хоромы, того и хлеб( Три медведя)
-Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком( Колобок)
-Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья(Репка)
-В тесноте, да не в обиде.(Рукавичка)
-Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло) Волк и семеро козлят)
6. Решение педсовета –педагоги
Решение педагогического совета:
1.Продолжать работу по формированию коммуникативно- речевой активности у дошкольников через использование разнообразных методов и приемов.
срок: постоянно, отв. воспитатели
2.Использовать в планах мнемотаблицы в развитии речи детей в образовательном процессе, так и в режимных моментах. (Отв.воспитатели групп, срок: в течение года).
3. Педагогам продолжать планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи .
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
4. Планировать и проводить мероприятия для показа малышам.
Срок: один раз в месяц. Отв: воспитатели старших, подготовительных групп.
5. Продумывать планирование игр нового поколения(МЧС, БАНК, Поликлиника для зверей, Семейный бюджет и другие,) связанных с явлениями общественной жизни и носящими элементы новизны.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
6. Пополнять развивающую среду атрибутами для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности согласно современному ритму жизни.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.
7.Систематически планировать и проводить театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры согласно возрасту.
Срок: постоянно. Ответственные: педагоги ДОУ.