Развитие речи

детей с ОВЗ посредством игры с мячом

Выполнила:

Кузнецова Т.В.

Воспитатель высшей

квалификационной категории


Я работаю с детьми дошкольного возраста уже более двадцати лет. Свою коррекционно-педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с ФГОС ДО и стремлюсь к созданию благоприятных условий для полноценного проживания детьми дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека, формированию основ базовой культуры личности, в соответствии с их индивидуальными особенностями. При этом опираюсь на комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание, амплификацию развития на основе организации разнообразных видов детской деятельности. Особую роль уделяю игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Государственный образовательный стандарт особое внимание обращает на социально-коммуникативное развитие дошкольника. Являясь приоритетным, оно выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Современное общество требует инициативных, нравственно стойких, социально адаптированных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни. Возрастает роль диалога в разных видах деятельности людей. Через общение с другими людьми человек утверждается как личность, что очень важно для успешности на жизненном пути. Формирование коммуникативных способностей предполагает овладение важнейшей формой общения – устной речью. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понятная окружающими, характеризующаяся относительной развёрнутостью и насыщенностью.

Большинство детей моей группы – это дети с общим недоразвитием речи. Из результатов своего наблюдения в начале учебного года я увидела, что большая часть детей группы не могут правильно строить фразы, чётко произносить звуки родной речи, их словарный запас недостаточно обширен и богат. Начиная осознавать свой недостаток, дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными или наоборот агрессивными. Затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с речевыми нарушениями становится «сложным» собеседником, ему трудно быть понятым другими. Всё это отрицательно отражается на деятельности и поведении детей, а значит, и на формировании личности в целом.

Кроме этого, у них наблюдаются недостаточно развитая мелкая и общая моторика, мышечная сила, ловкость и быстрота реакции, точность движений. Это проявляется в том, что у большинства детей пальцы рук малоподвижны, движения отличаются неточностью и несогласованностью, что влияет на формирование навыков самообслуживания, технических умений в продуктивных видах деятельности. В двигательной деятельности нет творчества, а в упражнениях - красоты, выразительности и пластичности движений.

Своевременная помощь детям необходима не только для их речевого развития, умения правильно выполнять физические упражнения, но и для формирования основ базовой культуры личности ребёнка, его всестороннего развития и подготовке ребёнка к жизни в современном обществе,  сделав процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным. Поэтому я обращаю пристальное внимание на эту проблему и последние несколько лет углублённо работаю над развитием речи у детей с ОВЗ посредством игры с мячом.

Главной целью моей работы с детьми является развитие всех компонентов устной речи, накопление и обогащение двигательного опыта детей посредством игр с мячом.

Задачи:

- формирование умения свободного общения со взрослыми и сверстниками.

- развитие грамматического строя речи – формирование умения правильно использовать языковые средства;

- развитие связной речи – формирование умения использовать речь в выражении своих мыслей, чувств и желаний, построить речевое высказывание в ситуации общения;

- накопление и обогащение словарного запаса;

- формирование звуковой культуры речи – закрепление правильного, отчётливого произношения звуков, развитие фонематического слуха и умения определять место звуков в словах, формирование предпосылок грамотности;

- коррекция нарушений развития мелкой и общей моторики – формирование выносливости, овладения основными движениями, контроля над своими движениями и управления ими.

Для решения поставленных задач всю развивающую предметно-пространственную среду в группе я организовала так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом не только в организованной, но и в свободной деятельности. Всё оборудование размещено по уголкам разных видов детской деятельности, доступно и безопасно для детей. Для развития двигательной активности, крупной моторики и организации подвижных игр и соревнований в группе оснащен спортивный уголок «Непоседа». Обязательным оборудованием в нём являются мячи различного цвета, размера и структуры. Как правило, детей привлекают мячи яркие прыгучие, лёгкие. Эти мячи я использую для игр и упражнений, направленных на развитие речи и общей моторики. Здесь же имеется подобранная мной картотека подвижных игр, среди которых присутствуют и игры с мячом.

В логопедическом уголке «Речевичок» я разместила небольшие мячики и разноцветные каучуковые, пластиковые, деревянные шарики (гладкие или «колючие»), мячики «капитошки» наполненные мукой или крахмалом с нарисованными весёлыми мордочками. Всё это я использую в пальчиковой гимнастике и играх направленных на развитие речи. Они легко размещаются в детской ладошке, не выскальзывают из рук. Находятся они среди оборудования для пальчиковых игр, где имеется разработанная мной картотека пальчиковых игр, в том числе и с мячиками.

В моей работе с помощью мяча я решаю проблему мотивации детей к выполнению образовательной задачи по развитию речи. Мяч помогает мне отвлечь внимание ребёнка от речевого дефекта и привлечь его к общению по поводу поставленной коррекционной задачи с помощью игровой мотивации. Создать интерес, который является лучшим стимулом к непринуждённой игре.

Одним из условий полноценного развития ребёнка является его содержательное общение со взрослыми, поэтому в своей работе я уделяю особое внимание выбору форм общения с детьми в речевых играх с мячом:

Деловое общение – при обучении новым упражнениям и разучивании игр с мячом, организации эстафет и соревнований, обсуждении правил игры. При

этом способствую формированию у детей таких ценностных качеств как

сотрудничество, планирование, взаимодействие;

Познавательное общение

-

по поводу познавательных и речевых проблем в играх – как правильно сказать, задать вопрос или правильно ответить на него. При подготовке к игре – где можно найти ответы на свои вопросы (работа со словарём, познавательной литературой). При организации индивидуальных речевых игр с мячом, в которых ребёнку необходимо активизировать и использовать свои знания об окружающем мире. Этим способствую расширению словаря, активизации его в речи, углублению познавательных интересов и познавательной активности детей;

Личностное общение – в играх и индивидуальной работе по закреплению упражнений – это моральная поддержка, положительная оценка детей при неудачах, поощрение к речевым действиям и действиям с мячом, которые не получаются у ребёнка раз за разом. Этим способствую формированию

самонаправленности

и

саморегуляции

собственных речевых действий и движений, становлению самостоятельности.

Я стараюсь разнообразить практику общения с каждым ребёнком. Вступая в общение и сотрудничество, я проявляю любовь, доверие и уважение к ребёнку при этом использую следующие модели взаимодействия:

По типу прямой передачи опыта – обучаю новым речевым умениям и способам действия с мячом;

По типу равного партнёрства – я, как равноправный участник детской деятельности – принимаю участие в самостоятельно организованных детьми играх с мячом как партнёр;

По типу «опекаемый взрослый» - когда специально обращаюсь к детям за помощью в решении проблемы, дети исправляют ошибки «допущенные» мной в игре, дают советы.

Я составила перспективно – тематический план использования игр с мячом на каждую лексическую тему.

Игры с мячом направленные на развитие речи, мелкой и крупной моторики включаю в работу по всем образовательным областям.

Образовательная область «Речевое развитие. В своей повседневной работе я занимаюсь развитием у детей всех компонентов устной речи: словарного запаса, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.

Игры с мячом «Из чего сделано», «Скажи ласково», «Кто, чем занимается», «Животные и их детёныши», «Чья голова» направлены на обобщение и расширение словарного запаса, и развитие грамматического строя речи.

Работу над звуковой культурой речи начинаю со знакомства детей с гласными и согласными звуками, являющиеся фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. В используемых мною играх «Стучалочка», «Поющие мячики» дети тренируются в чётком произношении гласных и согласных звуков, выделении их из звукового ряда, плавном, длительном пропевании гласных звуков, соотнося длительность пропевания с длительностью прокатывания мяча. Игра «Разноцветные мячики» упражняет детей в подборе слов на заданный звук, умению находить место звука в слове, усваивать слоговую структуру. Все эти игры способствуют также отработке плавного выдоха, умения владеть силой голоса, что очень важно в работе над звукопроизношением.

В работе с детьми по развитию связной речи использую следующие игры с мячом: «Вчера, сегодня, завтра», «Составь предложение», где дети составляют рассказы и предложения, содержание которых может быть как реальным, так и вымышленным.

Для усвоения речевого материала я постепенно усложняю игры, изменяя в них способ действия с мячом, сюжет. По теме «Профессии» в игре «Кто, чем занимается» к словам, обозначающим результат деятельности людей разных профессий, я добавляю правильное использование падежных окончаний существительных.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Такие игры как «Можно – нельзя», «Хорошо или плохо» помогают детям усвоить нормы и ценности принятые в обществе и проговаривать их, воспитать у них моральные и нравственные качества, формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей. Игра «Моя семья» формирует у детей чувство принадлежности к своей семье, помогает закрепить в речи слова, обозначающие родство и родственников. Игра «Назови себя» - формирование образа Я, закрепление в речи своего полного имени, отчества и фамилии.

В играх «Вежливые слова», «Комплименты», «Капитошки» дети учатся проявлять внимание к другим людям, быть вежливыми, устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Очень нравится детям игра «Ау!», которая помогает развивать слуховое восприятие и интерес к сверстникам. А игру «Обзывалки» я провожу для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков.

Образовательная область «Физическое развитие». Игры, направленные на развитие общей моторики с использованием речевого материала предлагаю детям в совместной игровой деятельности при решении задач по физическому развитию, которые провожу как со всеми детьми, так и по подгруппам. Игры «Воевода», «Я знаю пять имён девочек…», «Ловишки с мячом», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Мячик кверху», а также различные считалки с мячом, необходимые при выборе водящего, позволяют упражнять детей в соотнесении речи с движениями, развить умение словесно обозначать действия, отработать основные движения с мячом и научить справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Образовательная область «Познавательное развитие». При формировании элементарных математических представлений провожу игры с мячом, направленные на возможность определения себя и предметов в пространстве, на закрепление правильного употребления слов, обозначающих пространственное расположение предметов – игры «Справа, слева, впереди в обруч точно попади», «Где мяч», «Вратарь». В игре «Весёлый счёт» при закреплении навыков счёта уделяю внимание согласованию числительных с существительными в роде, числе, падеже. В игре «Лови, бросай, дни недели (месяцы года) называй» я закрепляю временные понятия в активном словаре детей. Игра «Скажи наоборот» помогает упражнять детей в подборе слов-антонимов.

При формировании целостной картины мира использование мячей в таких играх как «Кто кем был», «Чем накормить зверей» помогают мне расширить и закрепить в активной речи детей семантику слов и падежные окончания. Игры «Компот», «Погреб» учат дошкольников ориентироваться в явлениях общественной жизни и способствуют накоплению словарного запаса.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Использование игр с мячом таких как «Мяч подскакивает вверх», «Мы устали» отрабатываем силу голоса, интонацию, учимся соотносить темп речи с движениями. Заучивая небольшие динамичные стишки в играх «Мы сегодня рисовали» и «Мы разминку начинаем» тренируем память, обеспечивая кратковременный активный отдых детей, снимаем статическое напряжение. Кроме этого перед началом продуктивной изобразительной деятельности я использую упражнения с небольшими мячиками или шариками для разогрева и подготовки мышц рук к предстоящей работе.

Детям своей группы я предлагаю разнообразные виды пальчиковой гимнастики и многочисленные игры и упражнения для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом. Это комплексы с использованием небольших мячиков, массажных мячиков, которые я провожу в утренние часы, во время коррекционного часа, при подготовке к образовательной или совместной деятельности или в ходе индивидуальной работы. Многие упражнения предполагают речевое сопровождение – это небольшие динамичные стишки, которые помогают в непринуждённой интересной игре сформировать правильные речевые навыки, совместить игру с упражнениями для развития мелкой моторики.

Несколько игр с мячиками я использую в артикуляционной гимнастике. Игры «Загони мяч в ворота», «Чей мячик дальше улетит» «Не пропусти мячик», «Гонки» способствуют развитию длительного и плавного выдоха, активизации работы мышц губ. «Чей мячик поднимется выше» - для развития диафрагмального дыхания.

Во время прогулок среди выносного материала всегда присутствуют мячи разного размера и назначения, с помощью которых мы с детьми играем в полюбившиеся игры «Вышибалы», «Футбол»», «Я знаю пять названий птиц…» и разучиваем новые, которые я постоянно подбираю в методической литературе и добавляю их в имеющуюся картотеку подвижных игр. Игры с мячом на свежем воздухе способствуют развитию силы голоса (в теплое время года), увеличению продолжительности вдоха и выдоха.

Кроме этого, на прогулке всегда есть возможность отрабатывать речевые упражнения с различными мячами индивидуально с каждым ребёнком. В игре «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» я с ребёнком отрабатываю умение делить слова на слоги. В игре «Тихо – громко» работаю над закреплением артикуляции гласных звуков, силой голоса, и развитием фонематического восприятия.

Таким образом, игры для развития речи с использованием мячей занимают важное место в моей работе с детьми логопедической группы. Они помогают мне активизировать речевую и мыслительную деятельность детей, развить у них координацию движений, моторику мелкую и общую, сосредоточенность, создать ситуацию свободного общения.

По использованию речевых игр с мячом веду совместную работу со специалистами детского сада.

Совместно с логопедом мы используем упражнения с мячами в логоритмике - при отработке согласования движений со словами под музыку и пальчиковой гимнастике. Логопед широко использует подобранные мной игры в своей совместной деятельности с детьми, а я выполняю все рекомендации логопеда по использованию игр с мячом при организации подгрупповой и индивидуальной работы.

С музыкальным руководителем мы используем игры и упражнения с мячом при разучивании попевок, скороговорок, потешек – отбивание мячом ритмического рисунка; при разучивании песен лирического характера – прокатывание мячиков в ладошках, чтобы добиться плавности звука; при разучивании песен с ритмичной мелодией – подбрасывание мячика вверх, чтобы добиться лёгкого отрывистого звучания; при инсценировке песни на стихотворение С. Я. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч» - выполнение музыкально-ритмических движений с мячом по тексту песни.

В совместной работе с психологом мы используем игру «Волшебный мешочек» с мячиками различного качества (пушистые мячики, поролоновые, мячики – «капитошки», деревянные, пластиковые, металлические), которая направлена на обогащение словарного запаса качественными прилагательными, сенсорное развитие, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и образного мышления. Игра с мячом «Расскажи о себе» направлена на развитие связной речи, формирования умения презентовать себя. В сенсорной комнате наши дети очень любят игру в сухом бассейне «Мы ищем». Цель игры – найти спрятанный предмет и описать его. Упражнения с мячиками «капитаншами» используем в психогимнастике, при чтении литературных произведений или постановке мини – спектаклей. Эти упражнения направлены на развитие диалогической и монологической речи, мелкой моторики, образного мышления и умения сосредотачиваться.

С инструктором по физической культуре используем игры и упражнения с мячами разного размера и качества при организации образовательной, совместной и самостоятельной деятельности детей по физическому развитию, а так же в спортивных досугах и праздниках. Многие из этих игр сопровождаются речью и помогают сформировать умение соотносить движения с речью, развить быстроту реакции, точность движений.

При организации совместной работы с родителями по воспитанию детей я обращаю особое внимание на проблему развития речи и коммуникативных способностей. Использую при этом разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. На родительском собрании по теме «Особенности коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе», я рассказала о значении игр с мячом для развития речи детей и показала комплекс упражнений пальчиковой гимнастики с мячиками – попрыгунчиками. На групповой консультации «Игры для развития речевого дыхания» я показала родителям игру с теннисным мячиком «Загони мяч в ворота», которая помогает развитию длительного, плавного и сильного выдоха, тренирует мышцы губ и легко организуется в домашних условиях. При индивидуальных консультациях я использую картотеку игр с мячом для развития речи, из которой выбираю игры для индивидуальной работы с ребёнком дома.

Для лучшей информированности родителей я разработала и использую для информационного стенда и публикации на сайте детского сада материал «Игры с мячом для развития речи», которые я провожу с детьми, и которые могут быть использованы в домашних условиях. Чтобы помочь родителям разнообразить дома детские игры я рекомендовала им информационные буклеты «Кто физкультурой занимается, тот здоровья набирается» и «Игры с мячом во время летнего отдыха», где подобраны игры с мячом, не требующие сложного оборудования, длительной подготовки и больших временных затрат.

Для практического участия родителей в речевых играх с мячом я провела спортивное развлечение «Вместе с мамой, вместе с папой» и мастер-класс «Здравствуй, мой любимый мячик».

Инновационная деятельность. Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение вариативности организационных форм дошкольного образования. Выполняя эту задачу, в нашем детском саду апробируется форма кратковременного пребывания детей. Я веду эту работу с детьми 2 – 3 лет в группе кратковременного пребывания «Развитие». Создать благоприятную психологическую обстановку и обеспечить детям необходимую развивающую практику мне помогают игры с мячом, которые я распределила в несколько игровых комплексов. Они направлены на активизацию речевой и двигательной деятельности, формирование умения выполнять подражательные действия в речи и движениях.

Кроме этого в нашем детском саду я веду кружок «Школа мяча», где предлагаю детям различные  упражнения и игры с бросанием, катанием, ведением мяча. Этим способствую формированию у детей глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений; совершенствую пространственную ориентировку; формирую умения действовать с мячом, приучаю детей рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развиваю выразительность движений, повышенный интерес к двигательной деятельности. Выполняя различные упражнения с мячом, дети достигают хорошего развития моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, так как при этом индуктивно возникает возбуждение в центрах речи головного мозга.

Об успешности моей работы можно судить по результатам педагогической диагностики детского развития, которую я провожу в начале и конце учебного года по трём образовательным областям развития детей - речевое развитие, физическое развитие (мелкая и крупная моторика) и социально – коммуникативное развитие.

Проведя диагностику развития детей подготовительной группы на конец учебного года, я получила следующие результаты:

В развитии речи:

- речь детей грамматически и фонетически правильно оформлена, значительно расширен лексический запас слов, дети владеют развёрнутым монологическим высказыванием, где прослеживается законченность, логическая завершённость и синтаксическая оформленность мысли.

Новообразования в сфере крупной моторики:

- дети уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой в заданном темпе и ритме выполняют физические упражнения, бросают – ловят мяч, лазают по гимнастической стенке, правильно выполняя захват перекладин рукой. Уверенно выполняют упражнения на статическое и динамическое равновесие. Способны творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений и самостоятельно организовать хорошо знакомую подвижную игру.

Новообразования в мелкой моторике:

- совершенствовалась координация пальцев кисти рук, повысилась точность движений. Совершенствовались тактильные ощущения, при обследовании предметов включаются пальцы рук (дети узнают структуру, форму предмета, сам предмет). Адекватно используют мышечную силу тонуса рук. Улучшились навыки владения карандашом, кистью, ножницами.

Новообразования в коммуникативной деятельности:

- игровое взаимодействие сопровождается речью; речь стала главным средством общения и сопровождает реальные отношения детей; успешно прошло овладение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве).

В своей дальнейшей педагогической деятельности я планирую продолжить работу по сформулированной выше методической теме. Считаю, что особое внимание необходимо уделить применению электронных образовательных ресурсов в своей коррекционной работе с детьми.

Включить в работу с родителями новые формы взаимодействия, такие как мультимедийные презентации, «круглые столы» с использованием ИКТ, дистанционное консультирование родителей посредством электронной почты.

 

Используемая литература

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Коррекционное воспитанию и обучение детей 5-летнего возрас

та с общим недоразвитием речи.

Т.Б. Фи

личева, Г.В. Чиркина М., 1991г.

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фоне

матическим недоразвитием речи.

Г.А. Ка

ше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Н.В.

Нищева

.

Логопедия: упражнения для развития речи.

И.С.Лопухина

.

Речь и мяч. Т.А Воробьёва, О.И.

Крупенчук

.

Лучшие игры на улице. М.К.

Бетацци

.

Азбука ф

изкультминуток для дошкольников.

В.И. Ковалько

.

Проблемные дети.

Безруких М.М.

Играем и развиваем речь

.

Цвынтарный

В.В.

Развитие речи 1,2,3ч.

Новотворцева

Н.В..

Дидактические игры

.

Карпова Е.В.

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

.

Венгер

Л.А, Дьяченко О.М.

Игры и игровые упражнения для развития речи.

Швайко

Г. С.

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями. Ковригина Л.В.

Логопедия – речь, ритм, движение. Лопухина И.С.

Русские народные подвижные игры. Литвинова Л. Ф.

Физкультурные занятия с детьми 5-6 и 6-7 лет.

Пензулаева

Л.И.

Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. Фомина А.И.

Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период

.

Составитель Белова О. Е.

Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.

Степаненкова

Э. Я.