Развитие речи детей в младшей группе
Речь воспитателя должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (дикция, темп, произнесение звуков, слов и т.д.) и в отношении богатство словаря, точности словоупотребления, грамматически правильности, связности.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.
В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности детей: в режимных моментах, в самостоятельной игре, на специально организуемых занятиях. Большое значение для своевременного развития речи ребёнка имеет отношение к нему отношение взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребёнком тесный контакт и развивать его речь. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такое взаимоотношение взрослого с ребёнком, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответ ребёнка на его обращение.
Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами , движения. Воспитатель определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия; при ознакомлении с окружающим – наблюдение, на занятиях с картинками –рассматривание. В процессе наблюдения за живыми объектами детей знакомят с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. На повторных занятиях целесообразно активизировать речь детей, воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, если ответы не являются полными, воспитатель всё время дополняет ответы детей, а в случаи затруднения сам ведёт рассказ, призывая детей повторят за ним.
Для развития речевой активности у детей широко используются картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные мыслительные операции. В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Особое значение имеет чтение книг с иллюстрациями. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассматривать картинки, но и рассказ о том, что написано в книге. Это развивает память, заставляет ребёнка размышлять.
При совместной деятельности с детьми на конструировании, аппликации, рисовании, музыке и т.д., дети встречаются со множеством различных предметов, материалов. В результате накапливается словарь: существительных, прилагательных, глаголов, происходит усвоение грамматического строя речи, пассивный словарь постепенно переходит в активный.
Общение со взрослым и с другими детьми способствует тому, что дети учатся более сложным формам общения, не только просят или помогают, но и соотносят свои действия с действиями других, привлекают их внимание к чему –либо интересному, необычному, договариваются о совместной деятельности. Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребёнок, и повторять за нем все слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, который произносит ребёнок. Этот приём имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм, важными являются приёмы договаривания (потешка , стихотворение) и подсказывания нужного слова ( ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребление какого- нибудь слова, воспитатель вовремя помогает ему).
Умелое использование всех перечисленных приёмов способствует своевременному развитию речи детей.