«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

(из опыта работы)

Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки. Вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Один из основных видов деятельности – творческий.

В свете этого внеклассная работа рассматривается как дополнительная возможность развития речи и творческих способностей обучающихся, воспитательного воздействия на них, что должно способствовать социализации глухих учащихся в общество.

Однако внеклассная работа нуждается в целенаправленном педагогическом руководстве. Главной задачей воспитательного процесса школы является воспитание развитой, гармоничной, социально-адаптированной личности.

Во внеклассное время общение воспитанников происходит, как правило, в естественной ситуации. Но речевые ситуации могут создаваться воспитателем и специально. При этом важно, чтобы они были приближены к естественным (игры, демонстрация выполнения правил поведения). Речевой материал, который должны усвоить дети, дается прежде всего в виде устной речи, а также на таблицах, плакатах, записывается на доске.

Большие возможности для развития речи заключены в самоподготовке учащихся. При выполнении домашних заданий дети закрепляют и повторяют изученное, развивается память ученика, воспитывается воля, стремление добиться цели, формируется навык самоконтроля. Важно не превращать самоподготовку в обычный урок, а создать творческую обстановку, поддержать интерес к самостоятельной и активной деятельности.

На самоподготовке я стараюсь постоянно следить за речью детей, поощрять хорошую речь, поправлять ошибки, отрабатывать фразы на слух.

Значительное место во внеклассной работе по развитию речи занимают экскурсии. Это может быть наблюдение за изменениями в природе в связи со сменой времен года, наблюдения за птицами, деревьями, насекомыми, экскурсия на почту, ателье, ферму, на промышленные предприятия, в библиотеку, по улицам города, по историческим местам города и села. Дети интересуется окружающим, обращают внимание на красоту природы, рассматривают отдельные объекты, показывают их. Все это будет способствовать развитию речи учащихся.

Прогулки  на  свежем воздухе до самоподготовки состоятся из двух частей. Первая часть – динамический час, подвижные и спортивные игры. Вторая часть – беседа о погоде.

Детей надо постоянно настраивать на речь. Для этого целесообразно знакомить их и приучать к плану работы воспитателя на неделю, который можно вывешивать в конце каждой недели в классном уголке. Дети будут знать, что их ждет в течение недели, к чему им готовиться, что интересного они узнают, отсюда появится интерес к речи и общению.

Одним из главных направлений коррекционной составляющей образовательного и воспитательного процесса с глухими является работа по социальной адаптации глухих обучающихся, в ходе которой решаются  задачи расширения представлений обучающихся об окружающем мире,  пополнения  необходимого словарного запаса по обозначенной теме, а также  формирования у воспитанников духовных начал, социокультурных ценностей, усвоения принятых в обществе норм и правил социального  и безопасного поведения. От качества этой работы впрямую зависит речевая адаптация  глухих воспитанников вне образовательного пространства школы,  развитие их эмоциональной сферы.

Развитие у обучающихся способности восприятия прекрасного,  эстетических суждений и оценок, художественных взглядов и вкусов, творческих способностей , а так же речи может осуществляться при подготовке и проведении различных внеклассных и общешкольных мероприятий. А именно:

- праздник «Первого звонка»;

- «День здоровья»;

- «День народного единства»;

- «Осенний бал»;

- «День Матери»;

- «День святителя Николая Чудотворца»;

- новогодние праздники;

- «Праздник речи»;

- спортивные праздники «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!»;

- конкурс рисунков на асфальте;

- спортивные соревнования;

- выставки детского прикладного творчества;

- фестиваль инсценированной песни;

- праздник «Последнего звонка».

Театрализованные праздники представляют широкие возможности для решения  такой важной задачи, как развитие творческих способностей,  личностных качеств у глухих детей. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка имеет целью пробуждение сопереживания, сострадания, отзывчивости,  направленных  на воспитание доброго отношения к людям. У глухих детей недостаточно развиты эмоции и чувства. Вместе с тем они уделяют большее внимание такой выразительной стороне эмоций, как  мимика и пантомима, используют выразительные движения в жестовой речи.

Общешкольные праздники и, конечно, подготовка к ним – это важные стимулы развития речи глухих детей и их речевого общения. Забота о совершенствовании устной речи является специфической особенностью всей внеклассной работы с глухими детьми. Это не только направление работы по развитию речи, её активного использования, но и помощь в социальной адаптации детей с недостатками слуха.

Участие в  праздниках помогает переступить барьер боязни непонимания их окружающими, обучающиеся стараются:  иметь внятную,  интонированную речь, войти в роль, передать настроение героев зрителям. Глубокие эмоциональные переживания вызывает оценка умений ребят. Важно, чтобы начальное естественное чувство страха сцены не переросло в чувство стыда, неудовлетворённости. Важен индивидуальный подход к робким детям: для них необходимо создавать на сцене ситуацию успеха, подбирать такие задания, которые дети могут выполнить, и активно поощрять их первые удачи.

 На репетициях большое внимание уделяется работе над ритмико-интонационной структурой речи, что включает в себя выполнение речевых упражнений (на логические ударения в речи, на  развитие чувства музыкального темпа, по работе над эмоциональной окраской речи). Большая роль отводится художественному оформлению, которое помогает акцентировать внимание учащихся на нужных моментах вечера.     

Особое место занимает использование ИКТ при проведении внеклассных мероприятий. Глухие и слабослышащие дети в силу своего дефекта испытывают трудности в понимании  обращенной к ним речи, читаемого текста, поэтому при подготовке праздников, конкурсов готовится компьютерная презентация. В презентации подача иллюстрированного материала (пейзажи, портреты) идёт с текстовым сопровождением (тексты стихотворений, вопросы для беседы, информация о писателе). Всё это создает определённый эмоциональный настрой, вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и помогает максимально активизировать познавательный интерес обучающихся к литературному материалу.

В  современных  специальных  образовательных  учреждениях  процесс воспитания  ориентирован  на  формирование  разносторонне  развитой, нравственно  зрелой,  творческой  личности  ребенка  с  нарушением  слуха, подготовку детей к самостоятельной трудовой  деятельности.  Занятия кружка,  как  одна  из  основных  форм  организации  внеурочной (внешкольной) работы  учащихся,  которая способствуют  их  профессиональному  самоопределению, формируют  общественную  активность,  устойчивый  интерес  к  определенным сферам знаний, совершенствуют навыки общения,  деятельности разных видов (познавательной,  изобразительной  и  др.).

Учитывая особенности познавательной деятельности обучающихся, воспитанников с нарушением слуха большое внимание уделяю занятости учащихся во внеурочное время в кружках и секциях. Участие моих воспитанников в кружках и секциях способствует активизации речи, познавательных возможностей, расширению  кругозора, воображения, разнообразных представлений об окружающей действительности и приемов, развитию изобразительных умений, творческой активности.

Таким образом, эти мероприятия:

1) развивают индивидуальные склонности и интересы обучающихся, их способности;

2) формируют самостоятельность, развивают творческую активность;

3) развивают речь учащихся, что является основной задачей коррекционной школы;

4) расширяют умственный кругозор школьников;

5) значительно увеличивают время на формирование у  глухих детей устной речи вообще и произношения в частности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что условия, в которых проходит жизнь воспитанника школы-интерната, играют важную роль в развитии его речи и творческих способностей. Целенаправленная работа по активизации всех видов деятельности, в которых участвуют школьники во внеурочное время, поможет им развить свои познавательные интересы, задатки, свою индивидуальность.