Урок русского языка во 2 классе. УМК ?Школа России? Тема: Обучающее сочинение по картине Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли. Задачи: 1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине. 2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного. 3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе. Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на него. Оборудование: видеоролик И. Бунин ?Листопад?, презентация, карточки для учащихся. Ход урока I. Организационный момент II. Самоопределение к деятельности - Какое сейчас время года? (Осень) - Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая) - Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной) - Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей) - Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники. - Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает. (Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И. Бунин ?Листопад?) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют, А между клёнами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И осень тихою вдовой Вступает в пёстрый терем свой… - Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей) - Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе. III. Работа по теме урока Упр. 47, с. 39 - Прочитайте задание. - Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова ?Золотая осень?) - Что такое репродукция? (Фотография с картины). - Почему художник так назвал картину? - Какой период осени он изобразил? - Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины? - Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями. - Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно? Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки. - Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные) - Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося) План Что изображено на картине? Что изображено на переднем плане? Что изображено на заднем плане? Цветовое решение картины. Моё отношение к картине. Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом ?Лупа?): На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния. Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы. Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы. Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса. IV. Самостоятельная работа - Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося) Материал к сочинению Осень? Яркая, золотая, волшебная,?праздничная? Лес? Сказочный, таинственный, загадочный Старые клены? Огромные, роскошные, раскидистые Молодые клены? Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу? Листья на земле? Как ковер из крупных разноцветных листьев Тропинка? Ее обступили деревья, чуть заметно вьется Сороки? Белобокие, скачущие по траве Сплетенные деревья? Напоминают чудовище, покрыты?светло-желтыми листьями? Небо? Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток Настроение? Радостное, праздничное, восторженное? V. Чтение сочинений VI. Подведение итогов урока - Трудно ли Вам было написать сочинение? - Где испытывали затруднения? Что понравилось? VII. Домашнее задание Нарисовать свою картину на тему ?Золотая осень?. Используемые источники: Литература: Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России) Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю) Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом ?Литера?, 2008 г., 80 с. (Серия ?Начальная школа?) Интернет ресурсы: Картина http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg
Развитие речи "Золотая осень"