* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

Консультация для педагогов «Развитие самосознания детей раннего возраста при взаимодействии со специалистами ДОУ»

«Развитие самосознания детей раннего возраста  при взаимодействии со специалистами ДОУ»

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной

культуры, её основу, в который входит ориентировка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни и деятельности в себе самом.

На третьем году жизни дети переживают стремительное интеллектуальное и эмоциональное развитие. Ребенок начинает осознавать себя как личность. Он больше убеждается, что может повлиять на других людей и вырабатывает определенный стиль социального поведения.

Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребёнка. На основе их развития ребёнок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребёнка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции».

Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности младшего дошкольника в переходе к следующей возрастной ступени. Дети начинают узнавать себя не только на фотографии, узнают свое отражение в зеркале, осознали или начинают осознавать свой пол и уже знают, из каких частей состоит тело человека, начинают предъявлять требования к окружающему миру (нравится – не нравится, хочу - не хочу).

Необходимо отметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточный выбор программно-методического материала для практической работы с детьми по освоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками и взрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном на индивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развития самосознания.

Изучение содержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих пор является наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемы самосознания в психологии, А. Н. Леонтьев (1983) отмечает, что она является нерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.

Становление самосознания в раннем детстве исследовали Б. Г. Ананьев (1948, Л. С. Выготский (1984, Д. В. Ольшанский (1986, С. Л. Рубинштейн (1989, В. С. Мухина (1985, Н. Н. Авдеева, М. Г. Елашина, СЮ. Мещерякова (2000). Исследователи едины во мнении, что в раннем возрасте ребенок открывает себя как отдельную персону через телесные чувствования, формирование “образа” тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, а также через переживание своего волеизъявления.

Зародившись в раннем возрастесамосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно является центральным новообразованием дошкольного возраста.

По Д. Б. Эльконину, кризис трех лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Феномен «Я сам», хорошо знакомый всем родителям, означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребенка от взрослого. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, этот мир превращается в мир, полный взрослыми. Наблюдения Д. Б. Эльконина показали, что в раннем возрасте ребенок строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладевает речью, ему открывается его действие как таковое, а не только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «я сам». Сопоставляя исследования по предметным действиям и кризису тех лет К. Н. Поливанова предполагает, что Д. Б. Эльконин имел в виду дифференциацию поначалу целостной ситуации действования совместно со взрослым, точно по образцу, представленному взрослым; дифференциацию, направленную на выделение личного, «моего» действия.

По мнению Л. И. Божович, три года – важный рубеж в развитии ребёнка. Это подлинный старт развития самосознания, которое далее на каждом возрастном этапе имеет специфические особенности. Л. И. Божович связывает новообразования кризиса трех лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых, является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим».

Итак, к трём годам ребёнок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович). Совокупность этих достижений указывают на психологическую перестройку личности ребенка раннего возраста, знаменуя переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Литература

1. Возрастная психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / [Т. Д. Марцинковская и др. ]; под ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

2. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. Изд. 4. – М. : Педагогическое общество России, 2008.

3. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. ост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.