РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В основе ФГОС НОО второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность и, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [3,с.7].Самостоятельная деятельность является одним из видов учебной деятельности обучающихся. На своих уроках ей я отвожу более половины времени и стараюсь давать исследовательские, творческие, продуктивные задания. Учащиеся выполняют их и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. При этом я лишь работаю над формированием у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки. В этом мне хорошо помогает экран самооценки учащихся.
Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности младших школьников, можно сделать вывод, что самостоятельность - это способность личности к самоутверждению, способность к рефлексии, способность самому принимать решения и нести ответственность за них, умение регулировать собственную деятельность[1].
Проблема самостоятельной познавательной деятельности на уроке актуальна тем, что формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности одна из основных задач образования. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространёнными является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа проводится с целями: систематизации и закрепления знаний и умений обучающихся; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских навыков. Самостоятельная работа - это средство организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника[2,с.101].
Т.И. Шамова называет пять отличительных признаков в структуре самостоятельной работы: наличие цели; конкретного задания; чёткая форма выражения результата работы; определение формы проверки результата; обязательное выполнение работы каждым учеником [4, c.56].
В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить следующие виды самостоятельных работ(по Ю.К.Бабанскому), используемых мною на уроке:
Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи
с целью актуализации знаний учащихся.
Формулировка заданий заставляет ученика задуматься над тем,что он знает и что не знает.
Пример 1. 37+4=41 16+X<32
X-18=48 X+27>12
- Среди данных записей найдите уравнения.
На уроке русского языка также ряд слов, предметов предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. На этапе изучения темы "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске слова с этой орфограммой и по возможности объяснить правописание.
2.Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи с целью изучения новых знаний. Эта работа содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде.
Пример 2.Признаки любого государства – это…
Дополните предложение. (Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике).
Пример3. Свойства веществ
- Заполните таблицу. Запишите, что общего у этих веществ.(Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике).
3.Самостоятельная работа на этапе решения практических задач с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.
Пример 4. Начерти ломаную, состоящую из 4 отрезков и найди её длину.
4.Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся(диктанты, зачёты,срезы, тесты и т.д.). Учащиеся дают оценку по результатам этой работы (самооценивание, взаимооценивание).
Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей.
Литература
2.Е.Ю.Дебашева. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Журнал «Начальная школа» №7, 2003. – 101с.
3.МО и Н РФ, ФГОС НОО (Стандарты второго поколения)/ М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
4.Т.И. Шамова //Активизация учения школьников// М.: Знание, 1976. - 96 с.