* {font-family: Arial; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 11pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В основе ФГОС НОО второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность и, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [3,с.7].Самостоятельная деятельность является одним из видов учебной деятельности обучающихся. На своих уроках ей я отвожу более половины времени и стараюсь давать исследовательские, творческие, продуктивные задания. Учащиеся выполняют их и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. При этом я лишь работаю над формированием у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки. В этом мне хорошо помогает экран самооценки учащихся.

Анализируя психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности младших школьников, можно сделать вывод, что самостоятельность - это способность личности к самоутверждению, способность к рефлексии, способность самому принимать решения и нести ответственность за них, умение регулировать собственную деятельность[1].

Проблема самостоятельной познавательной деятельности на уроке актуальна тем, что формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности одна из основных задач образования. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространёнными является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа проводится с целями: систематизации и закрепления знаний и умений обучающихся; развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских навыков. Самостоятельная работа - это средство организации и управления самостоятельной деятельностью младшего школьника[2,с.101].

Т.И. Шамова называет пять отличительных признаков в структуре самостоятельной работы: наличие цели; конкретного задания; чёткая форма выражения результата работы; определение формы проверки результата; обязательное выполнение работы каждым учеником [4, c.56].

В соответствии с компонентами учебной деятельности можно выделить следующие виды самостоятельных работ(по Ю.К.Бабанскому), используемых мною на уроке:

Самостоятельная работа на этапе постановки учебной задачи

с целью актуализации знаний учащихся.

Формулировка заданий заставляет ученика задуматься над тем,что он знает и что не знает.

Пример 1. 37+4=41 16+X<32

X-18=48 X+27>12

- Среди данных записей найдите уравнения.

На уроке русского языка также ряд слов, предметов предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. На этапе изучения темы "Правописание слов с ъ и ь разделительными знаками" можно предложить желающим записать на доске слова с этой орфограммой и по возможности объяснить правописание.

2.Самостоятельная работа на этапе решения поставленной учебной задачи с целью изучения новых знаний. Эта работа содержит задания, в которых новая информация не вводится в готовом виде.

Пример 2.Признаки любого государства – это…

Дополните предложение. (Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике).

Пример3. Свойства веществ

Сахар

Соль

- Заполните таблицу. Запишите, что общего у этих веществ.(Дети самостоятельно ищут ответ в учебнике).

3.Самостоятельная работа на этапе решения практических задач с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся.Задания формируются таким образом, чтобы школьник при их выполнении мог прибегнуть к общему способу действия, освоенному ранее.

Пример 4. Начерти ломаную, состоящую из 4 отрезков и найди её длину.

4.Самостоятельная работа на этапе контроля и самоконтроля с целью закрепления и повторения знаний и умений учащихся(диктанты, зачёты,срезы, тесты и т.д.). Учащиеся дают оценку по результатам этой работы (самооценивание, взаимооценивание).

Таким образом, систематически проводимая самостоятельная работа при правильной её организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний; развитию их познавательных и творческих способностей.

Литература

2.Е.Ю.Дебашева. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения // Журнал «Начальная школа» №7, 2003. – 101с.

3.МО и Н РФ, ФГОС НОО (Стандарты второго поколения)/ М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

4.Т.И. Шамова //Активизация учения школьников// М.: Знание, 1976. - 96 с.