Статья на тему:
«Развитие самостоятельности у детей
младшего школьного возраста»
В настоящее время формирование самостоятельной личности, которая востребована и может само реализоваться в любой сфере жизнедеятельности, является актуальной задачей образования.
Задача школы состоит в том, чтобы давать определенный минимум знаний – фактов, научных истин, технических, политических и эстетических положений. Но самое важное – научить младших школьников овладевать методами добывания знаний, приемами исследования и логикой научного мышления. Для этого нужно учить детей самостоятельности.
Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для ее самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение.
Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы.
Анализ педагогических и психологических исследований свидетельствует о том, что проблема стимулирования самостоятельности школьников привлекает многих исследователей. Значимыми являются работы Т.В. Быстровой, Г.Ф. Гаврилычевой, А.А. Люблинской, А.Я. Савченко, Н.Н. Светловской и др.; диссертационные исследования Т.А. Капитоновой, З.Д. Кочаровской, А.И. Поповой, Г.П. Ткачук и др., посвященные вопросам развития познавательной самостоятельности учащихся начальных классов.
Для обеспечения такого перехода в ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход, предусматривающий, в первую очередь, воспитание и развитие личности обучающихся, формирование у школьников готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, предусматривающего применение в образовательном процессе разнообразных педагогических и информационных технологий, активных методов и форм обучения, способствующих усилению познавательной и творческой активности обучающихся, учету индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
По мнению Коджаспировой Г. М. образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Образовательный процесс в начальной школе имеет свои характеристики, каждая из которых представляет собой описание структурных элементов общей образовательной системы:
целевой компонент;
содержательный
компонент;
деятельностный
взаимодействие субъектов обучения;
организация взаимодействия с общественной и природной средой;
организационно-управленческий компонент.
Выделяют следующие задачи образовательного процесса в начальной школе:
1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся;
2. Организация познавательной деятельности учащихся;
3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей;
4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.
Образовательный процесс в начальной школе отличается от основной и средней школы, что отражено в президентской инициативе «Наша новая школа».
В связи с реализацией президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», которая утверждена Президентом Российской Федерации, направленная на модернизацию и развития общего образования, а в частности:
1) Переход на новые образовательные стандарты;
2) Развитие поддержки талантливых детей;
3) Совершенствование учительского потенциала;
4) Изменения школьной инфраструктуры;
5) Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Рассмотрим некоторые методы и приемы формирования самостоятельности учащихся.
Использование метода проектов как компонента системы образования.
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Культура самостоятельной работы существенно повышается, когда ученик ставится в ситуацию обучения сверстников или тех, кто учится в младших классах. Поэтому необходимо специально создавать ситуации в организации учебной жизни школьников, которые бы позволяли им пробовать свои силы в самостоятельной разработке плана проведения урока, поиска и осмысления учебного материала, выстраивания его в определенной логике, организации ведения урока, освоения роли помощника учителя, консультанта.
Включение обучающихся в ситуацию
соревновательности
.
Данный вид педагогической деятельности предполагает организацию освоения школьниками навыков подготовки к участию в различных конкурсах, олимпиадах, НПК, проводимых на уровне города, района, региона, а также организацию общественного признания результатов культурно организованной и положительно направленной самостоятельности. Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности.
Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.
Самостоятельная работа обучающихся
.
Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечивать накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем.
Самостоятельную работу нужно организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей. Узловым вопросом в подготовительной работе к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При выборе заданий учитываю, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Наглядный метод обучения.
Этот метод подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений. Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.
Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечивать накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
Таким образом, педагогу важно знать индивидуальные особенности каждого ученика, активно использовать в работе разнообразные приемы формирования самостоятельной деятельности младшего школьника.