Развитие сценического и исполнительского мастерства с самого начала обучения игре на фортепиано

Игра на инструменте, в том числе и на фортепиано – это вид деятельности, осваивая который ребёнок приобретает специфические знания, умения и навыки. Это и чтение с листа, подбор по слуху, умение правильно сидеть за инструментом, звукоизвлечение и т.д. Но прежде всего, в процессе обучения игре на фортепиано формируются исполнительские навыки, без которых игра на инструменте просто невозможна.

Навык – это действие, которое сформировано путём многократного повторения и характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной, сознательной регуляции. Или другим словом, навык – это результат, полученный в ходе работы над действием. В процессе многократного повторения происходит автоматизация действий, их превращение в навыки. При этом происходят некоторые изменения:

автоматизированные действия становятся целостно протекающим актом, который называется умением

контроль за действием:

при его автоматизации смещается с процесса на конечный результат, а внешний контроль

- становится внутренним

Об этом пишет Р.С.Немов. Он же различает три вида навыков:

1. Перцептивный автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимаемого ранее предмета

2. Интеллектуальный автоматизированный прием, способ решения встречавшейся ранее задачи

3. Двигательный – автоматизированное воздействие, с помощью движений на внешний объект, в целях его преобразования, неоднократно осуществлявшееся ранее.

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Введение в общую психологию» пишет о том, что благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Он лежит в основе развития всех наших умений, знаний, навыков и способностей. В качестве примера Ю.Б. Гиппенрейтер приводит обучение игре на фортепиано. Она пишет о том, что начинается этот процесс с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре. Затем отрабатываются отдельно удары каждым пальцем, подъемы и опускания кисти и т.д. На этой самой основе строятся элементы фортепианной техники: начинающий пианист учится «вести» мелодию, брать аккорды, играть стаккато и легато. И все это лишь основа, которая необходима для того, чтобы перейти рано или поздно к выразительной игре, т.е. к задачам художественного исполнения. Так, путем продвижения от простого к сложному, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство.

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности в большом количестве, то они взаимодействуют друг с другом, образуя сложные системы навыков. Как пишет Р.С.Немов, характер их взаимодействия может быть разным: от согласованности до противоречия, от слияния до взаимно тормозного влияния интерференции.

Согласование навыков происходит тогда, когда:

система движений, входящих в один навык, соответствует системе движений, включенных в другой навык

реализация одного навыка создает условия для реализации другого

конец одного навыка является фактическим началом другого.

Интерференция – это взаимоподавление одновременно осуществляющихся психических процессов, обусловлена ограниченным объёмом распределяемого внимания. Имеет место тогда, когда во взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий:

система движений, включенных в один навык, не согласуется с системой движений другого

при переходе от одного навыка к другому приходится переучиваться, ломать структуру старого навыка

начала и концы последовательно выполняемых навыков не состыковывается друг с другом

система движений, входящих в один навык, частично содержится в другом, уже доведенном до автоматизма.

При полной автоматизации навыков явления интерференции или исчезают, или сводятся к минимуму.

В формировании навыка выделяют 3 этапа:

аналитический – вычисление и овладение отдельными элементами действия

синтетический – объединение элементов в целостное действие

автоматизация – упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения

Навыки образуются в результате упражнения, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. По мере упражнения изменяются как количественные, так и качественные показатели работы. Для сохранения навыка им следует постоянно пользоваться, иначе возникает деавтоматизация, когда утрачивается быстрота, легкость, плавность и другие качества, характерные для автоматизированных действий.

Исполнительский (пианистический) навык – это автоматизированный компонент игры на фортепиано. Доведение до автоматизма экономит много сил и разгружает сознание, которое переключается на активное и продуктивное достижение цели. Это имеет огромное значение в обучении исполнительскому искусству в музыкальной педагогике. Главной целью исполнительства является формирование музыкально – образного мышления. Но невозможно воплотить музыкальный образ произведения без достаточно сформированных двигательно-технических навыков. Именно поэтому на начальном этапе овладения инструментом так много внимания уделяется формированию исполнительских навыков. Существуют различные виды классификации исполнительских навыков, которые учащийся должен освоить. Как мне кажется, на начальном этапе важны следующие навыки:

1. Двигательно-технические

2. Звукодвигательные

3. Метро – ритмические

4. Нотно-ориентированные

5. Слуховые

6. Художественно – образные

Двигательно-технические навыки или техника исполнителя – это организация игрового аппарата, хорошо разработанная пальцевая моторика, способность играть быстро и точно, владеть пассажной орнаментикой, аккордами, октавами и проч.

В.В Листова говорит о том, что фортепиано уже создан для того, чтобы на нем можно было играть, поэтому руку нужно только организовать. С самого начала нужно следить за состоянием готовности, воплощающимся в посадке, в ровном дыхании. Глубокое дыхание дает развернутость плеч, то есть достаточный для подвижности плечевого сустава рабочий тонус мышц. Организация движений выстраивается таким образом, чтобы воспитать у ученика правильное отношение к фортепиано как к многогранному инструменту с множеством возможностей. Прикасаться к клавише необходимо подушечкой пальца, именно такой способ позволяет сохранить чуткость осязания кончика пальца. При выборе положения пальцев необходимо учитывать индивидуальные особенности строения рук ученика, а также конкретные особенности звучания и фактуры музыкального произведения. А. Шмидт – Шкловская говорит в своей книге «О воспитании пианистических навыков» о том, кантилену, например, удобнее играть более вытянутыми пальцами, а быстрые пассажи играть собранными. Положение пальцев должно быть таким, чтобы его можно было бы быстро изменить.

Формирование технического (игрового) аппарата синтезирует три начала:

интеллек

туальное (музыкальное мышление)

музыкально-слуховое

моторно-двигательное

Этот процесс возможен только на основе строгого подчинения двигательных действий рук основным физиологическим и психологическим закономерностям функционирования организма.

Приобретение комплекса технических навыков, развитие техники движений у учащегося всегда неразрывно связано с развитием как физических (мышечных), так и психологических (волевых) свойств личности. Моторно-двигательное воспитание должно строиться на основе соблюдения физиологических закономерностей двигательных действий мышц ребёнка. Двигательный процесс необходимо строить на базе полного взаимодействия - максимальной координации всех частей корпуса и рук, рук и плечевого пояса, плечевого пояса и головы, верхней и нижней частей корпуса, так как понятие «техника» включает в себя не только двигательные качества, но и умение свободно и естественно играть на инструменте.

Звукодвигательные навыкиэто навыки, которые связаны с извлечением звука на инструменте. Этот навык начинает формироваться с извлечения одного звука и повторяется в деятельности пианиста много раз. Поэтому необходимо особенно внимательно вслушиваться в начальный звук и наблюдать за протеканием этого первичного действия. Извлечение одного звука – это первый шаг, который делает ученик. На этом этапе важно научить играть сверху, от плеча, работая всей рукой.

Смысл выбора начальных звукодвигательных навыков заключается в том, что ученик с их помощью должен воспроизводить на фортепиано нотную запись музыки с первых шагов обучения. Применяя их, учащийся должен отвечать на любые запросы эмоциональной выразительности музыки.

Метро – ритмические навыки – это распознание сильных и слабых долей, воспроизведение ритмического рисунка произведения, Соотношение длительностей во времени, исполнение равномерной последовательности одинаковых длительностей (темп), акцентирование и т.д.

Формирование чувства ритма у учащегося - одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики. Ритм - это основополагающий элемент музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени. Ритм в музыке категория не только связанная со временем, но и эмоционально-выразительная и двигательно-моторная.

Изучению проблеме формирования чувства ритма у исполнителей посвятили многие педагоги, ими доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями.

Необходимо подчеркнуть, что только сформированные двигательно-технические навыки могут служить надлежащей опорой для развития чувства ритма.

Нотно–ориентированные навыки – точное воспроизведение нотного текста, сопоставление слухового представления с нотным текстом, чтение с листа, освоение и закрепление музыкальной грамоты, приобретение навыка широкого зрительного охвата нотного текста и т.д.

Эти навыки зависят от освоения теоретического материала – изучения нотной графики (нотный стан, расположение нот на нем, правила записи нот разных октав и т.д.).

Одним из важнейших навыков является чтение с листа. Именно этот навык влияет на эффективность учебного процесса в целом, так как представляет собой умение усваивать максимальное количество информации за минимальное количество времени. Результатом формирования данного навыка становится увеличение объема изучаемого материала за счет сокращения сроков его прохождения, укрепление межпредметных связей, расширение музыкального кругозора и формирование устойчивого интереса к музыке.

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающая перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой.

Слуховые навыки напрямую зависят от воспитания слуха и занимают первое место в ряду формирования исполнителя и музыканта. Эти навыки направлены на восприятие:

отдельных звуков и определение их высоты

нескольких звуков, составляющих мотив

мелодии

двух или нескольких звучащих одновременно звуков (интервалы и аккорды)

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-художественного замысла. Поэтому работа над звуком должна занимать центральное место в процессе обучения игре на фортепиано. Начало этой работы относится к первым шагам, а вот формирование и совершенствование происходит на протяжении не только учебного процесса, но и всей творческой жизни исполнителя. Способность слышать музыку во всем ее объеме зависит от музыкального воспитания музыканта, в частности, от слухового развития. Существует два фактора, которые непосредственно воздействуют на решение звуковых задач:

дослушивание

звука до конца

ощущение горизонтального движения развития музыки

Эти два фактора свойственны любому исполнительскому процессу. Исходя из этого, уже на начальном этапе, когда ученик играет различные упражнения на звукоизвлечение и организацию игрового аппарата, необходимо учить слушать до конца звук и ощущать кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу учащийся переносит не только руку, но и как бы «несёт» линию звуков. В результате формируется непрерывный процесс, состоящий из дослушивания до конца и переноса, это ощущение способствует естественной форме руки при игре на фортепиано. Умение слушать в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобрести цельность музыкальной фразы и развитие музыкальной ткани.

Художественно-образные навыки – навыки, которые формируются по мере развития музыкального мышления.

Музыкальное мышление - переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа, представляющего собой единство эмоционального и рационального. Музыкальное мышление есть мышление художественными образами, воплощёнными в интонациях, звуковых комплексах, которые оформляются в слуховом представлении музыканта. Поэтому основой музыкального мышления являются внутренние слуховые представления. Наряду с этим музыкант должен осмыслить, осознать логически музыкальный материал.

Воплощение художественного образа в исполнительской деятельности будущего музыканта, является отражением действительности и связано с выражением мыслей и чувств, способных вызвать ассоциативные, наглядно-зрительные представления, т.е. основная цель художественного образа - оказывать действенное влияние не только на чувственную сферу, но и на мысль воспринимающего, где необходимо единство образных и аналитических возможностей мышления. Раскрытие образного содержания музыкального произведения активно участвует и эмоциональная и интеллектуальная сфера человека, то проявление эстетических и интеллектуальных чувств имеет к этому прямое отношение. Формирование художественно-образных навыков осуществляется в процессе познания закономерностей музыкального развития изучаемых произведений посредством формирования широких художественно-образных обобщений. Развитие эмоциональной отзывчивости происходит на основе совершенствования, активизации музыкально-слуховых представлений, ассоциативного фонда и творческого воображения.

Все эти навыки тесно связаны друг с другом и формируются в процессе обучения на фортепиано. В работе над техникой необходимы: и яркость образных представлений, и глубина переживаний, и слуховое развитие. Формирование всех исполнительских навыков происходит постепенно, на протяжении всего обучения.

На всем протяжении обучения работа над развитием техники непосредственно связана с художественными музыкальными произведениями. Одним из важнейших средств формирования исполнительских навыков в целом, являются специально подобранные упражнения. Однако процесс развития двигательно-технических навыков должен быть не техническим тренажем учащихся, а художественно-образной двигательно-моторной деятельностью.

В фортепианной педагогике развитие исполнительских навыков у учащихся является одним из важнейших аспектов решения задач воспитания художественно-творческого мышления юного музыканта в комплексе с освоением специальных знаний. Постоянные и системные упражнения помогут правильному формированию навыков, с помощью которых исполнитель сможет не только быстро, ловко и технично исполнить музыкальное произведение, но и показать всю глубину, смысловую и художественно- образную сторону.

Для развития технического мастерства необходима специальная работа по активизации художественного мышления, музыкально-слуховых представлений, воспитанию культуры мышечных ощущений и объединению этих компонентов.

Литература

Баринова М.Н. «О комплексном развитии музыкальных способностей ученика в классе фортепиано» Ленинград 1961 г.

Гиппенрейтер

Ю.Б. «Введение в общую психологию» Москва 2001г.

Коган

Г. М. «Работа пианиста » Москва

2004

г.

Козлова А.И., Жданов И.В. «Развитие двигательно-технических навыков у учащихся – пианистов детской музыкальной школы» Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник»

http://www.scienceforum.ru/2014/585/2720

Лучинина

О. «Музыкальная психология и педагогика» - конспекты лекций для студентов музыкальных ВУЗов 2013г.

Ляховицкая

С.С. «О педагогическом мастерстве» Москва 1963г.

Макуренкова

Е.П. «О педагогике

В.В.Листовой

» Москва 1971г.

Майкапар

С.М. «Как работать на рояле» Ленинград 1963г.

Назаров

И. Т.

«

Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее со

вершенствования» Ленинград

1969

г.

Нейгауз

Г. Г.

«

Об искусстве фор

тепианной игры: записки педагога» Москва

1988

г

.

Немов

Р.С. «Психология» 3 тома Москва 2001г. 4-е издание

Прокофьев Г.П. «Формирование музыканта – исполнителя» Москва 1956г.

Крылов А.А. «Психология» Москва 1999г.

Тимакин

Е.М. «Воспитание пианиста» Москва 1984г.

«

Учебно

–воспитательная работа в фортепианных классах детских музыкальных школ» (вопросы методики) Москва 1976г.

Фейнберг

С. Е.

«

Пианизм как искусство

» Москва

2003

г.

Харламов «Педагогика» Москва 1999г. 4-е издание

Цыпин Р.М. «Развитие учащегося – музыканта в процессе обучения игре на фортепиано» Москва 1975г.

Шмидт – Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков» Ленинград 1971г.

Шульпяков

О. Ф.

«

Музыкально-исполнительская техника и художественный образ

» Ленинград

1986

г

.

Юдовина

– Гальперина Т.Б. «За роялем без слез или я – детский педагог» Санкт – Петербург 2010г.