Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 144»

План по самообразованию

на 2020 – 2021 учебный год

в средней группе

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 4-5 лет»

Воспитатель:

Урабахтина Д.Ю.

Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 4-5 лет»

Актуальность: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой

Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологий, ознакомление с опытом работы других дошкольных учреждений, педагогов.

Задачи: создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей (центр сенсорного развития, используя дидактические игрушки (матрёшки, пирамидки, рамки-вкладыши,

- звучащие игрушки, массажные мячики разных цветов, игры на развитие мелкой моторики рук (игры со шнуровкой, с прищепками, с пуговицами, пальчиковые бассейны с различным наполнителями: жёлудями, фасолью, морскими камушками, мозаика, игры на развитие представлений о цвете, форме, величине («Большой – маленький», «Длинный – короткий», «Какой? », «Найди предмет такой же формы») .

- активизировать восприятие детей, включая их в различные виды деятельности (продуктивная, познавательно- исследовательская, игровая и т. д.).

- педагогическое просвещение родителей по вопросу: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Сроки работы: сентябрь 2020 – май 2021 г.

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 4-5 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 4-5 лет.

- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

План работы с детьми:

Сроки реализации

Направления работы

Форма отчета

Сентябрь-октябрь

Изучение научно-методической литературы

Цель: Создать предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей

Беседы с родителями

Индивидуальный план работы по самообразованию

Ноябрь-декабрь

Изучение опыта педагогов ДОУ
Цель: Рассмотрение и изучение сенсорно-двигательных игр для детей среднего дошкольного возраста, применение изученного материала на практике.

Составление картотеки дидактических игр по сенсорному развитию детей 4-5 лет

Январь-февраль

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки, пр.) Цель: создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка среды, расширить специальные занятия по сенсорному воспитанию

Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей».

Март –апрель

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Цель: развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д.)

Презентация «Сенсорное развитие детей 4-5 лет»»

Май

Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных способностей

Консультация для педагогов и родителей «Сенсорное развитие детей 4-5 лет»

Работа с родителями:

1. Ноябрь.: Индивидуальные беседы с родителями детей.

Цель: участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

2. Март : Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей от 4-5 лет через дидактические игры»

Цель: развить творческие способности, любознательность, наблюдательность

3. Апрель : Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи средних дошкольников.

Цель: сформировать навыки самостоятельной деятельности

4. Май: Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 4-5 лет. Памятки для родителей.

Цель: закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений, совершенствование предметно-развивающей среды.

Консультация для педагогов:

«Сенсорное развитие детей 4-5 лет». Цель: Раскрыть значение сенсорного развития в дошкольном возрасте, совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Список использованных источников литературы:

1. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – Москва, 2010.

3. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М. : «Просвещение», 2011;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г