* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

В работеМуниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек»

Консультация для воспитателей

Воспитание моральных и нравственных ценностей,

развитие социального и эмоционального интеллекта у дошкольников

Подготовила:

старший воспитатель

Егорова Татьяна Викторовна

г. Пыть-Ях

Воспитание моральных и нравственных ценностей,

развитие социального и эмоционального интеллекта у дошкольников

В настоящее время особо острое значение приобретает необходимость социального становления личности дошкольника, воспитания у них осознанного отношения к разным сторонам общественного окружения и поведения, соответствующего нормам морали.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества. А на его основе – навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения.

Система дошкольного образования является базовым институтом социализации детей, а значит, несет на себе ответственность и за духовно-нравственное развитие ребенка. Путем сознательного, активного присвоения дошкольниками социального опыта, воплощенного в моральных и социальных нормах поведения и отношений людей друг с другом происходит последовательное становление нравственной позиции личности. Хочется отметить, что духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей духовно-нравственных чувств и поведения.

Подход к решению задач формирования морального облика ребенка, признавая его субъектом воспитания, требует изменения направленности воздействий взрослого, разработки средств и методов, позволяющих представить дошкольнику моральные нормы через его личностное восприятие. Результатом воздействий педагога должно стать развитие у дошкольника социальных чувств (удовлетворения, собственного достоинства, недовольства собой, стыда и др.), оценки себя с позиции «Я среди людей», «Я для людей», «Я вместе с людьми».

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение адекватно реагировать и отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Одним из важнейших итогов нравственного развития является сформированное моральное мышление, которое включает следующие компоненты:

- понимание моральных норм (их смысла и назначения - необходимо не только вводить правила нравственности, но и активно обсуждать, почему их необходимо соблюдать, как появились эти правила и зачем они нужны);

- децентрация, как способность мысленно встать на позицию другого человека;

- способность осуществлять моральные оценки, т. е. ориентироваться в системе «что такое хорошо и что такое плохо»,

- понимание критериев моральных оценок и способность анализировать ситуации морального выбора. (Т. П. Авдулова, 2016)

Все вышеперечисленное перекликается с основными параметрами социального и эмоционального интеллектов.

Изначально концепция социального интеллекта была предложена Торндайком в 1920 г., который рассматривал его как познавательную специфическую способность, обеспечивающую успешное взаимодействие с людьми. Главной функцией социального интеллекта считалось прогнозирование поведения.

Дж. Гилфорд, в свою очередь, рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, определяющую успешность общения и социальной адаптации.

Понятие социального интеллекта неразрывно связано с понятием эмоционального интеллекта. Д. Майер и П. Сэловей разработали модель эмоционального интеллекта, которая, по их мнению, является частью социального и состоит из 4 компонентов

- восприятие эмоций,

- использование эмоций для стимуляции мышления,

- понимание эмоций,

- управление эмоциями.

Д. В. Люсин предлагает авторскую модель эмоционального интеллекта, состоящую из трех компонентов: когнитивные способности, представления об эмоциях и особенности эмоциональности(Д. В. Люсин, 2004)

Поскольку одним из целевых ориентиров духовно-нравственного развития дошкольников является ориентация на человека (дети должны понимать причинно-следственную связь между событиями и результатами своих действий и действий других людей, то можно сделать вывод, что полноценное духовно-нравственное развитие невозможно без развития эмоционального интеллекта(Т. П. Авдулова, 2016)

Данный вывод подтверждают и требования ФГОС ДО. Так, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллектаэмоциональной отзывчивости, сопереживания являются задачами дошкольного образования, что отражено в п. 2.6. Также необходимо отметить целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (п. 4.6 ФГОС ДО):

-установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;

-активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

-способность договариваться, учитывать чувства и интересы других, сопереживать и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты;

-способность к волевым усилиям и соблюдению социальных норм поведения.

Развитие эмоционального интеллекта приобретает особую важность в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период эмоции интенсивно развиваются:

• детьми осваиваются социальные формы выражения эмоций;

• благодаря речевому развитию происходит осознание эмоций;

• появляется способность отличать средства выражения эмоций от переживаний;

• развиваются эстетическиеинтеллектуальные, моральные чувства;

• появляются эмоциональные переживания;

• формируется способность к эмоциональной децентрации(Н. В. Микляева, 2019)

У детей дошкольного возраста эмоциональный интеллект является основой развития положительной адаптации и социализации в обществе. В ДОУ необходимо целенаправленное формирование эмоционального интеллекта путем грамотного педагогического сопровождения. Воспитатели для развития эмоционального интеллекта дошкольников в образовательной деятельности используют различные дидактические игры, подвижные игры, методические пособия, проектную деятельность.

Социальный и эмоциональный интеллект формируются и развиваются в процессе духовно-нравственного воспитания.

Суть духовно-нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это осознание значимости семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. Воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Этой задаче, в широком ее смысле, подчиненна подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, выездные мероприятия, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детям не «читается мораль» — их привлекают к беседам на темы нравственности.

Духовно-нравственное воспитание — основной компонент образования в детском саду. Задача позитивного развития детей в этом направлении осуществляется непрерывно с момента поступления в ДОУ. Обсуждение нравственных проблем в сюжетах, вымышленных и реальных осуществляется от простого к сложному.

Нравственная тематика используется в организации всех видов детской деятельности. Воспитание доброго отношения к окружающим происходит на каждом занятии в детском саду: дружеская атмосфера поддерживается на физкультуре, на музыкальных и речевых занятиях, во время проведения опытов. Дети учатся выполнять задания в парах, в подгруппах, затем коллективно, так формируется культура взаимодействия, вежливость в общении, способность уважать интересы и чувства друг друга.

Задачи духовно-нравственного развития реализуются в рамках следующих воспитательных направлений:

Духовно-образовательное. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине и т. д.

Беседы выстраиваются также из обсуждения реальных ситуаций, поступков воспитанников. Поскольку у дошкольников недостаточно развито восприятие абстрактных образов, мотивирующим материалом для начала беседы служат наглядные примеры: сюжетные иллюстрации, картинки с эмоциональными состояниями персонажей, фотографии.

Воспитательно-оздоровительное. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства. Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.

Нравственно-трудовое. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта и др.

Культурно-познавательное. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках.

Средства духовно-нравственного развития дошкольников

Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых необходимо указать:

1. Группа художественных средств: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

2. Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

3. Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственною воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Одним из важных моментов является создание предметно-пространственной среды группы.

Предметно-пространственная среда группы включает материалы для нравственного развития: книги на тему дружбы и семьи, картинки и сюжетные плакаты о родном городе и стране. Рекомендуется выделить небольшую зону духовно-нравственного развития. Уголок располагается в зоне тихой деятельности (рядом с книжным, речевым, творческим центрами).

Средства оформления духовно-нравственного уголка:

плакаты, картинки, иллюстрации нравственного содержания;

книги и детские журналы о семье, дружбе, церкви;

предметы народных промыслов и быта;

дидактические игры и наборы для предметных игр;

стенд или стенгазета с рисунками и фотографиями детей на тему добрых поступков;

атрибуты православной культуры.

Современный мир предоставляет массу возможностей для получения знаний и проявления творческих способностей. И вместе с тем доступность и открытость информационного пространства иногда становится опасной для податливого сознания ребёнка. Дети чаще видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффективной передачи культуры общения, традиций, моральных основ может быть упущено, и сформировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей. Период дошкольного детства — время, когда закладывается понимание моральных устоев в обществе. Ребёнок учится видеть добро и отвечать на него и противостоять негативному влиянию со стороны. А роль педагога оказать ему помощь.