«Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей».
Социальное партнерство – механизм и основной ресурс реализации Концепции развития дополнительного образования. Анализ периодической печати за последние три года (2012-2014), в том числе материалов журнала «Дополнительное образование и воспитание», показал, что идея социального партнерства в сфере дополнительного образования в основном реализуется в аспекте взаимодействия учреждений с семьями детей.
Концепция же рассматривает в качестве важнейшей задачи образовательной политики государства в сфере дополнительного образования «организацию всестороннего партнерства». Решение этой государственной задачи потребует от учреждений общего и дополнительного образования разработки новых программ развития, направленных на установление контактов вне «официальных» практик и институтов образования. Главная роль в организации устойчивых связей образовательного учреждения с микрорайоном, общественностью, неформальными объединениями с целью обеспечения не искусственного мира, а реального проживания ребенком своей жизни будет принадлежать социальному партнерству.
Какие компетенции необходимы разработчикам организации партнерских отношений:
1) владение элементарными знаниями о теории социального партнерства,
2) оперирование методикой проектирования социального партнерства,
3) осознанный выбор существующих моделей партнерства для решения управленческих задач.
Роль «социального партнерства» в развитии общества: от экономики к педагогике Термин «социальное партнерство» (далее СП) пришел в педагогику из социологии и экономики, обозначая добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.
Миссия партнерства в обществе – выполнять стратегическую функцию достижения согласия между всеми сторонами взаимодействия.
Формальным моментом возникновения социального партнерства в новейшей истории считается создание Международной организации труда (МОТ, 1919 г.), основывающей свою работу на принципах трипартизма — участия трех партнеров в формировании норм и правил регулирования социально-трудовых отношений в модели взаимной ответственности.
В России этап становления социального партнерства начинается с Указа Президента РФ от 15 ноября 1991 года № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». В 2002 году появляются Региональные законы «О социальном партнерстве».
В сфере образования вопрос об усилении роли и формировании модели всех субъектов образовательной политики взаимной ответственности поставлен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», как и вопрос об открытости образования как государственнообщественной системы.
Нормативно-правовая база Конституция Российской Федерации рассматривает «как согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования», а также принципы социального партнерства, основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114) Трудовой кодекс Российской Федерации в разделе «Социальное партнерство в сфере труда» (II, ст. 23-55) определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.
Социальное партнерство предстает принципиально новым типом общественных отношений. Фактически это новый тип совместной деятельности, который характеризуется доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной выгоды и взаимной ответственности сторон за результат развития всех субъектов образования.
Социальное партнерство в системе образовании следует понимать, как:
партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии. Именно этот аспект его организации и реализации вызывает отказ или нежелание вовлекаться в построение новых моделей и отношений для достижения целей.
Рассмотрим основные противоречия реальной практики, затрудняющие организацию партнерской деятельности в образовательных учреждениях:
потребность в создании и развитии открытой, государственно-общественной системы образования и недостаточная готовность к использованию механизмов социального партнерства, необходимость решать сложные нестандартные задачи из области образовательного маркетинга и стереотипы профессиональной самодостаточности, присутствующие в управленческом и педагогическом труде;
естественное желание руководителя иметь дополнительные ресурсы управления, и недооценка роли фактора социального партнерства в системе управления учреждением дополнительного образования детей;
ожидание быстрой результативности вводимых новшеств и несоответствие реальных результатов этим ожиданиям.
Перечисленные противоречия показывают, что успех в формировании системы социального партнерства в образовании в значительной степени зависит от самих образовательных учреждений, инициативы, энергии их руководителей, понимания ими всей важности партнерства, способности убедить в его необходимости и вовлечь в него всех своих потенциальных партнеров на рынке образовательных услуг, а также от продуманности и последовательности этапов организации этого процесса.
Алгоритм построения социального партнерства.
В процессе создания образовательным учреждением системы партнерских отношений с другими организациями можно выделить три основных этапа, обеспечивающих установление долговременного сотрудничества и привлечения необходимых образовательных ресурсов для реализации образовательных программ нового типа, уровня и направленности.
Первый этап – подготовительный. Основная цель подготовительного этапа – определение круга задач, которые необходимо решать коллективу. Для этого рекомендуется получить ответы на следующие вопросы:
Что следует понимать под системой социального партнерства?
Какие проблемы организации можно решить через развитие системы социального партнерства?
Кто может стать основным партнером?
Что образовательная организация может дать своим реальным и потенциальным партнерам?
Важной задачей первого этапа, без решения которого невозможно перейти к следующему, является достижение мотивации всего коллектива учебного заведения к выполнению сложной и трудоемкой работы по формированию устойчивой системы сотрудничества с различными категориями социальных партнеров.
Результат первого этапа:
нацеленность коллектива учебного заведения на развитие социального партнерства;
база данных потенциальных социальных партнеров по категориям существующих и потенциальных форм сотрудничества с ними;
база данных существующих образовательных программ.
Второй этап – организационный. Целью данного этапа является установление устойчивых связей с социальными партнерами:
подготавливаются договора о сотрудничестве;
отрабатывается технология взаимодействия с различными категориями социальных партнеров;
создаются элементы будущей системы социального партнерства;
определяются формы партнерства, формируется круг социальных партнеров (модель партнерства: участники социального диалога - государство, местное самоуправление, коммерческий сектор, некоммерческий сектор, предприятия и учреждения других ведомств, родители).
Установление контактов проходит не всегда успешно как по объективным, так и по субъективным причинам: отсутствие взаимных интересов, неумение их найти, отсутствие коммуникативных навыков, неумение правильно выстроить переговорный процесс, подготовиться к встрече, закрепить результаты переговоров. Требуется тщательная подготовка к каждому визиту к социальному партнеру.
Результат второго этапа: подписанные договора о сотрудничестве с различными категориями социальных партнеров об экспертизе документации, создание основных структурообразующих элементов будущей системы социального партнерства.
Третий этап – системообразующий. Целью данного этапа является объединение в систему имеющихся и создающихся элементов социального партнерства, устойчивое и постоянное взаимодействие с партнерами, поддержка контактов становится функциональной обязанностью участников.
На этом этапе взаимодействие образовательной организации со всеми заинтересованными сторонами должно выйти на технологический уровень.
Результат третьего этапа:
разработанные должностные инструкции различных категорий специалистов по работе с социальными партнерами;
план работы организации с включенными в него мероприятиями по социальному партнерству;
типовые документы по социальному партнерству: договора, положения о программах, учебно-методических комплексах, о других ресурсах;
пакет экспертных оценок и определение направлений дальнейшей совместной деятельности.
В руках администрации учреждений дополнительного образования механизм организации социального партнерства станет действенным инструментом, источником дополнительных ресурсов управления, если руководитель сможет воспользоваться теорией и практикой современных областей знаний (социологии, маркетинга, менеджмента, экономики и др.) для построения открытой модели образовательной деятельности Главная цель такого управления – создание новых и более мощных конкурентных преимуществ