* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Развитие социальных умений и коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста

В ФГОС ДО включено развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

В современном обществе произошли существенные изменения в развитии детей. Дети стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике. Но в тоже время, стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими людьми, особенно со сверстниками. Они с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его залог успешности в различных видах деятельности, расположенности к нему окружающих людей.

Развитие у детей навыков и способов поведения в отношении с другими людьми - это средство к успешной деятельности и благополучию будущей жизни дошкольника, это владение навыками взаимодействия с социумом.

Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений:

Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нём;

Умение получать необходимую информацию в общении;

Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;

Умение спокойно отстаивать своё мнение;

Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

Умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.);

Умение уважительно относиться к окружающим людям;

Умение принимать и оказывать помощь;

Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

В старшем дошкольном возрасте по «Социально-коммуникативному развитию» можно использовать  следующие формы работы:

Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры.

Использование метода проектов.

Театрализованная  деятельность

.

Включение в образовательный

процесс  ситуационных

задач, проблемных ситуаций.

Совместная игровая деятельность детей.

В процессе организованно-образовательной деятельности можно включать игры, ритуал приветствия на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Такие  игры, как «Давайте говорить друг другу комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Настроение» развивают эмоциональные переживания ребенка, у детей возникает потребность в общении. Можно заучивать с детьми пословицы: «Не нужен клад, коли в семье лад», «Нет друга ищи, а нашел, береги», «Доброе слово и кошке приятно», «Дерево дорого плодами, а человек делами».

Для налаживания диалогического общения можно использовать  настольно-печатные, дидактические игры, пазлы, игры с правилами.

В сюжетно – ролевых играх «Магазин», «Школа», «Дочки –матери», общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У дошкольников развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия для достижении цели.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, дошкольник принимает и присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят, что положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются.

Можно использовать  метод переживания ситуации: «Как можно пожалеть?», «Что ты знаешь о своём друге», «Помоги плачущему малышу». Часто обращаюсь к детям с вопросами, правильно ли поступил ребёнок в той или иной ситуации. В беседах с детьми упоминаю правило: « относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе».

Необходимо проводить работу с родителями:

Совместные образовательные проекты.

Совместное творчество родителей, детей и педагогов.

Таким образом, коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в ходе специально организованных бесед с детьми, решения коммуникативных задач и ситуаций. Использование разнообразных методов и приемов развития диалогической речи позволяют реализовывать программные требования по формированию у детей умений, необходимых для общения.

Систематическая и планомерная работа в данном направлении позволит достичь положительных результатов. Дети научатся общаться, будут внимательны и вежливы друг к другу, к окружающим, соблюдать правил поведения, что станет для них нормой.