Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Большая часть детей в группе имеют тяжелые нарушения речи, есть дети, которым по решению медико-педагогической комиссии был поставлен статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Без сотрудничества с родителями невозможна успешная коррекционно-образовательная работа. Можно сравнить ребенка с лодкой плывущей по реке, где одно — весло-это детский сад, а другое - это семья, если оба весла будут грести слажено в одном направлении, то лодка дойдет до цели намного быстрее. Со стороны детского сада роль в развитии ребенка играют несколько специалистов: воспитатель, логопед, психолог, музыкальный руководитель. Со стороны семьи: родители, бабушка, дедушка... Но, к сожалению, в группе, с которой мы сейчас работаем, наблюдается другая ситуация. Многие родители отрицают наличие проблем с развитием у ребенка, не хотят провести обследование у невролога, не хотят медикаментозно помочь ребенку (считают, что все в норме) отказываются или игнорируют рекомендации по выполнению домашнего задания логопеда или закреплению каких-либо навыков, умений от воспитателя, не прислушиваются к рекомендациям психолога. В связи с этим, у этих детей развитие речи, мышления, внимания, логики и т.д. проходит очень медленно. У детей, родители которых помогают своим детям, наблюдается значительная динамика во всех сферах развития.

Практика работы показала, что если деятельность носит игровой характер, то весь материал дошкольниками, разного уровня развития, усваивается гораздо легче. Я широко применяю в практике работы с воспитанниками разнообразные игры, которые помогают в развитии связной речи, обогащении словаря, формировании фонематического слуха. Часть игр беру за основу, видоизменяя их, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В группе очень часто применяю мяч, вопросы задаю, начиная с самого простого, затем постепенно усложняю. Обязательно в самом начале каждой игры проговариваем правила ведь они способствуют нормативной регуляции поведения.
Игра «Что бывает...?» Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход игры: кидаю мяч, задаю вопрос: «Что бывает: красным, черным, горячим...», ребенок возвращает мяч, говорит ответ. Можно усложнить: вспомнить свою квартиру, улицу и дополнить ответ. В подготовительной группе дети кидают мяч друг другу и сами задают вопросы. В такой форме игры у детей формируется не только развитие речи, но и развитие фантазии, памяти, самопроизвольность внимания, самоконтроль.
Игра «Подарок». Цель: формировать у детей грамматический строй речи.
Ход игры: кидаю мяч ребенку и задаю вопрос: «Кому ты сделаешь подарок?». Примерные ответы: «Я подарю Колобку – конфету, подарю маме – цветы, подарю другу – машинку» и т. д. Можно добавить описание подарка: «Я подарю Колобку шоколадную конфету, подарю маме красивые цветы...».
Игра «Угадай, что это?» – игра с элементами ТРИЗ. Цель: учить детей описывать предмет, выделяя его существенные признаки, основываясь сначала на сенсорном восприятии, затем на зрительном.
Ход игры: в сенсорной коробке прячу разные предметы (камень, ракушку, расческу, мячик, игрушку и др.), затем ребенок на ощупь описывает его: цвет, гладкий/шершавый материал, живое/неживое, для чего нужен и др.
Игра «Сочиняем сказку». Цель игры: расширение и закрепление активного словаря детей, развитие логического мышления.
Ход игры: Мы – сказочники, вместе придумаем сказку. В результате получается сказка, которую в конце полностью зачитываю. Все сказки за учебный год сшиваются в книгу, каждый рассказ выставляется в уголок родителей. После сочинения сказки мы садимся рисовать иллюстрации к только что придуманной сказке.
Игры сопровождают все режимные моменты, постоянное их использование дает положительный результат и в развитии речи и в формировании психических процессов, таких как память, внимание и мышление. Кроме того, очень часто проводим совместные детско-родительские мероприятия где игры являются неотъемлемой частью. Это особый вид сотрудничества с родителями, который позволяет создать атмосферу радости и творчества, повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития дошкольников через игровую деятельность, формирует доверительные и дружеские отношения между родителями и ребенком. Также помогает донести до родителей важность и необходимость дополнительных занятий с ребенком. Некоторые родители начинают замечать, что их ребенок отличается от других детей в развитии, начинают прислушиваться к данным ранее специалистами рекомендациям. С одной стороны, меня радует, что удается «достучаться» до таких родителей, с другой стороны, бывает, что это происходит в подготовительной группе, а уже поздно и время для коррекции, лечения, помощи ребенку, упущено.
Таким образом, систематическое применение речевых игр в детском саду и дома, способствует созданию благоприятных условий, для развития всех сторон речи дошкольников.