Батина Ирина Александровна,

воспитатель, МБДОУ «Детский сад №388»

г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д. 15

тел./факс (831) 226 – 63 – 82

email: lastochka388@mail.ru

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности.

«Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля».

Т.Ю.Григорьева

Аннотация: в статье описывается необходимость использования театрализованной деятельности в работе по развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем. В театрализованной деятельности дети овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Цель работыразвитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Актуальность выбранной мною темы состоит в следующем: в современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер, телефон, планшет и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Цель не в том, чтобы ребенок  знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения дошкольников, считаю развитие речевой активности детей через театрализованную деятельность. Развитие связной речи детей дошкольного возраста изучали А.М. Бородич, В.И. Логинова, А.П. Усатова, Ф.А. Сохин, а возможности театральной педагогики в этой сфере раскрываются в трудах М.Д. Маханевой и Е.В. Мигуновой.

Размышляя над вопросом о повышении уровня развития речи детей, я пришла к выводу, что помочь в этом может театрализованная деятельность.

Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Согласно требованиям ФГОС, в детских садах применяется 6 видов театрализованных игр.

1) Театр на стенде: фланелеграф, магнитный, театр теней.

2) Театр на столе: бумажный (или картонный), магнитный, из природных материалов.

3) Театр «наручный».

4) Верховой театр: тростевой, бибабо, театр ложек.

5) Театр на полу (марионетки).

6) Театр живых кукол: масочный, платочные куклы, театр кукол – великанов. А также существуют костюмированные представления – это инсценировки, которые предполагают наличие у детей костюмов.

В работе по развитию связной речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности необходимо учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста;

- определение и реализацию основных психолого-педагогических направлений работы воспитателя по развитию связной речи посредством театрализованной деятельности старших дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для развития связной речи старших дошкольников;

- реализация родителями рекомендаций воспитателя по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста дома.

В организации и проведении театрализованных игр велика роль педагога. Она состоит в том, чтобы поставить перед детьми чёткие задачи, незаметно передавать инициативу в руки детей, умело организовывать их деятельность и направлять её в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса. Важно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Работу по развитию театрализованных игр необходимо начать с создания предметно-развивающей среды в группе. В центре театрализованной  деятельности можно разместить: театрализованные игры, дидактические,  разные  виды  театров:  варежковый, пальчиковый, плоскостной,  настольный,  теневой,  театр игрушек и другие; маски, шапочки, костюмы, иллюстрации  знакомых  произведений;  художественную литературу;  ширмы. Так же следует организовать «тихий уголок», где ребёнок может побыть один: рассмотреть иллюстрации к сказкам, «прорепетировать» роль перед зеркалом. В работе с детьми советую использовать различные виды деятельности: артикуляционную гимнастику; пальчиковые игры; игры-превращения; разыгрывание знакомых произведений (сказок, стишков, басен); постановка инсценировок, просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним; ознакомление с художественной литературой, средствами драматизации; игры драматизации. Чтобы помочь детям раскрыть свои возможности можно использовать в своей практике мини-этюды и игры-пантомимы, нацеленные на овладение детьми средствами образной выразительности:

1) интонация – детям предлагается произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх);

2) поза - предлагается поиграть в игры «Отгадай фигуру», «Море волнуется раз...»;

3) жесты - детям предлагается жестом показать состояния: «Я обжёгся», «На улице холодно»; упражнения: «Киска умывается», «Мама моет посуду»;

4) мимика - совершенствуются умения детей распознавать настроение и эмоциональное состояние по выражению лица, с помощью глаз, бровей, губ. Для этого предлагаются детям игры и упражнения: «Я разозлился», «Изобрази настроение», «Догадайся, кто я».

5) пантомимика - сочетание пластических поз, жестов, мимики. Здесь предлагаются детям ситуации: «Страшный зверь», «Изобрази героя».

Большое внимание нужно уделять рассказыванию, пересказу, составлению рифмы, придумыванию сказок. Для этого детям предлагать игры: «В мире сказок», «Выбери начало», «Придумай сказку», «Расскажи сказку». Так же широко использовать игры инсценировки, драматизации, постановки сказок по желанию детей, детям предлагается самим выбрать сказку и показать или рассказать её другим детям. Особое внимание в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности нужно уделять взаимодействию с семьёй. В работе с родителями использовать разнообразные методы и формы работы. Организовывать выставки литературы, пособий, игр по театрализованной деятельности. В родительских уголках размещать наглядную информацию («Пальчиковый театр своими руками», «Роль театрализованных игр в развитии связной речи», «Театр дома»). Считаю целесообразным проводить с родителями тематические вечера, беседы, круглые столы, литературные викторины. С мамой ребёнок может послушать сказку; рассмотреть иллюстрации к произведениям; обсудить сказочных персонажей; сочинить сказки, различные истории и обыграть их; просматривать фильмы; родители могут подсказать, как лучше выразить того или иного героя; совместно изготавливать атрибуты, костюмы к постановке спектаклей.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни. Считаю, что театрализованные игры являются одним из методов и самым эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с условием, если педагог использует их в своей практической деятельности систематично, постоянно внедряет их в повседневную жизнь детей, вызывает интерес и желание включиться в игру, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М., Мозаика-синтез, 2015г. 2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду», - М. Сфера, 2009г.

3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991г.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 1999г.

5. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // дошкольное воспитание, 2009г. - №7.

6. Белошистая А., Смага А. Развиваем связную речь // дошкольное воспитание 2009г. - №7.

7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981г.

8. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010г. 9. Гербова В. В., Ильчук Н. П. «Книга для чтения в детском саду и дома», М., 2015г. 10. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, - 2014г.

11. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.

12. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, - 2016г.

13. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебно-методическое пособие Воронеж : Издательcтво НПО 'МОДЭК', 2014г.

14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. [Текст]/ Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, - 2015г.

15. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст]// дошкольное воспитание, - 2014г. - N 11.

16. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М.:ТЦ Сфера, 2017г.