РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
Аннотация: В статье раскрывается актуальность проблемы раскрытия творческого потенциала детей дошкольного возраста. Автор подробно описывает целесообразность применения для решения этой задачи конструирования из бросовых материалов, давая практические рекомендации молодым коллегам.
Ключевые слова: творческие способности, креативное мышление, востребованность, сотрудничество с родителями.
В современной образовательной системе раскрытию творческих способностей дошкольников отводится особенная роль в общем развитии личности. Обосновано это тем, что творческие способности помогают детям адаптироваться к новым условиям, находить нестандартные решения проблем и проявлять свою индивидуальность, позволяют детям лучше понимать себя и свои чувства, а также выражать их через различные виды деятельности.
Творческие способности включают в себя:
способность к воображению;
умение находить новые идеи;
гибкость мышления;
оригинальность;
эмоциональность.
Развитие этих качеств способствует формированию гармоничной личности, готовой к самореализации и саморазвитию. Таким образом, проблема развития творческих способностей является актуальной и важной для современного общества. Именно поэтому она требует особого внимания со стороны педагогов, родителей и других специалистов, работающих с детьми.
Конечно, для развития творческих способностей малышей педагогу необходимо отбирать самые эффективные технологии и средства, которые ему предлагает современная педагогика. Но делать это нужно очень тщательно, опираясь на конкретные потребности детей, особенности их развития, предпочтения в творческой сфере. Проявив индивидуальный подход, педагог оптимизирует процесс и обязательно достигнет своей цели.
Один из способов пробуждения в детях творческой фантазии является организация деятельности по созданию поделок из бросовых материалов. Относясь к художественному виду конструирования, этот вид творчества имеет огромное значение для ребенка. Он помогает развивать мелкую моторику, воображение и пространственное мышление, способствует формированию бережного отношения к окружающей среде и развитию креативности.
Чтобы деятельность имела высокую результативность, следует соблюдать ряд требований:
Разнообразие материалов
.
П
едагог, п
редостав
ляющий
детям доступ к различным видам бросового материала, таким как пластиковые бутылки, картонные коробки, старые журналы, газеты, упаковочные материалы и т.д.
, дарит им безграничные возможности не только для творчества, но и
экспериментирова
ния
с различными текстурами и формами.
Безопасность
.
Крайне важно с
ледит
ь
за тем, чтобы все материалы были безопасными для детей и не представляли угрозы для
их
здоровья.
Связь с экологическим воспитанием.
Работая с бросовым материалом, необходимо п
одчеркн
уть
важность
вторичного применения бытовых отходов для сохранения экологического равновесия
. Это поможет детям понять, как важно заботиться о природе и окружающей среде.
Творческие задания
.
Чтобы раскрыть потенциал, скрывающийся в личности, педагог должен п
редлага
ть
детям разнообразные творческие задания, связанные с конструированием из бросового материала. Например, можно попросить их создать дом для игрушечного животного, построить замок из картонных коробок или сделать украшение из пластиковых бутылок.
Поддержка и поощрение
.
Важно поддерживать и поощрять детей в их творческих начинаниях
, как можно чаще х
валит
ь
их за оригинальные идеи и интересные решения. Это будет стимулировать их продолжать заниматься конструированием и развивать свои творческие способности.
Усложнение.
Постепенно усложня
я
задачи,
мы создаем благоприятные условия для того, чтобы дети
могли развивать свои навыки конструирования и творчества. Это может включать в себя использование более сложных материалов или создание более сложных конструкций.
Поощрение с
амостоятельност
и.
Следует п
озвол
ять
детям самостоятельно выбирать материалы и создавать свои собственные конструкции. Это даст им возможность проявить свою индивидуальность и творчество.
Анализ и обсуждение
.
После завершения проектов
целесообразно
обсудит
ь
с детьми их работы, попросит
ь
их рассказать о своих идеях и решениях. Это поможет им лучше понять процесс создания
поделки
и оценить свои достижения.
Выставка работ
.
Регулярно
е
пров
едение
выстав
ок
работ детей
будет способствовать развитию
у них
уверенности в себе и мотивации продолжать заниматься творчеством.
По этой причине необходимо как можно чаще предоставлять им возможность
поделиться своими достижениями с другими.
Помимо всего прочего, необходимо отметить, что заниматься развитием творческой сферы ребёнка должны не только педагоги ДОО, но и другие влиятельные для ребёнка взрослые, т.е. его родители (законные представители). Для того, чтобы дома работа над усовершенствованием творческих способностей детей лаконично продолжала работу, которую делает воспитатель, необходимо просвещать и консультировать родителей. Для успешного продвижения в этом вопросе необходимо периодически размещать в родительских центрах информацию о творческом развитии детей, приводя в пример игры, новые техники рисования, конструирования и т.д. Также целесообразно организовать личные беседы и консультации, родительские собрания и мастер-классы, на которых родители вместе с детьми отрабатывают новые техники всевозможного творчества.
В завершение хотелось бы подвести итог и отметить, что конструирование из бросового материала – это отличный способ мотивации творческой сферы детей, раздвижения их рамок, полной творческой реализации. Однако, планируя работу, педагогам важно помнить о том, что каждый ребенок уникален, и его творческий потенциал может проявляться по-разному. Именно поэтому так важно предоставить им свободу выбора и возможность самовыражения.
Список информационных ресурсов:
Куцакова
Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л.В.
Куцакова
. - М.: ТЦ «Сфера», 2022. – 254 с. – 144 с.
Лыкова И. А. Конструируем в летний период
/
И. А.
Лыкова. - М.: Цветной мир, 2016.