РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВЫШИВКУ


«Истоки творческих способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев» В.А.Сухомлинский

Проблема человеческих способностей вызывала и вызывает огромный интерес людей во все времена. Однако, в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людьми творчеством. Таланты появлялись как-бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека нешаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В процессе наблюдения за детьми в различных видах деятельности было отмечено, что воображение, внимание, любознательность развиты недостаточно, отсутствует ярко выраженный интерес к познанию окружающего мира. Это очень актуально в наше время, поэтому без внимания оставлять нельзя. Исходя из актуальности данной темы, мы оформили методическую разработку «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через вышивание».
Цель данной работы: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, приобщение к народному декоративно-прикладному искусству через использование основ техники вышивания, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества,
раскрытие творческого потенциала детей.

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

развитие психических познавательных процессов, таких как

в

оображение,

восприятие, память, внимание;

формирование

эстетического

вкуса;

развитие мелкой моторики рук;

развитие цветовых ощущений;

развитие личностных качеств усидчивости, терпения, старательности, аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до

конца, бережно и экономно использовать материал.

Дошкольное детство — это тот возрастной этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Отечественные психологи и педагоги: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.A. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте.

Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы ко взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать различные трудности.
Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационного, содержательного, операционного, эмоционально-волевого. Необходимо учитывать и развивать понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

Любой из видов продуктивной деятельности содержит в себе одинаковые возможности для формирования у детей как творческих, так и нравственно-волевых качеств. Но некоторые виды его должны иметь место в каждом детском саду, а именно вышивка. Например, все должны научиться владеть иголкой, чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, шить разорвавшуюся по шву кукольную одежду (швом «вперед иголку»).

Мы считаем, что вышивка благотворно влияет на детский организм, этот вид продуктивной деятельности совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Как известно, множество нервных окончаний располагается на кончиках пальцев, стимулирование которых усиливает кровоток, активизирует большую область мозга, улучшает транспортировку кислорода клетками. Это создает условия для лучшего деления нейронов, и, как следствие, улучшается развитие мозга ребенка.

Работая руками, мы задействуем зрение и тактильное осязание. Области мозга, которые отвечают за тактильные ощущения, располагаются отдельно от других областей мозга, отвечающих за остальные чувства. В случае одновременной работы зрения и осязания, устанавливаются крепкие нейронные связи между разрозненными областями. Чем больше нейронных связей образовалось в нашем мозгу, тем наше мышление становится более гибким, лучше развивается образное и ассоциативное мышление.

Древневосточные мудрецы считали, что руки прочно связаны с чувствами, сердцем. Развивая моторику рук, ребенок также развивает в себе доброту, отзывчивость, милосердие и любовь.

Работая с нитками и тканью, дети лучше усваивают цвета и фактуру. Начиная с копирования различных узоров, переходя к созданию собственных, ребенок открывает свое творческое начало, учится творить своими руками. В нашем саду, начиная со старшей группы, ведется кружковая
работа «Волшебные ниточки». Нами разработаны конспекты занятий по темам: «Вышивание шва "Вперед иголку"», «Вышивание шва "Тамбурный"», «Вышивание шва "Крестик"», Вышивка «Узор на закладке», Панно «Золотая рыбка» и другие, а также перспективный план работы с детьми по теме «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через вышивку». В ходе занятий были использованы дидактические игры «Завяжи шнурок на ботинке», «Соедини телефонные линии», «Мозаичный узор»; подвижные игры: «Перепрыгни через ручеек», «Змейка», «Иголка с ниткой» и другие.

В качестве наглядного материала мы с ребятами собрали волшебный сундучок «Бабушкино сокровище» с вышивками, принесенными родителями наших воспитанников и работами, созданными выпускниками нашего детского сада. Создали коллекцию ниток «Радуга» по цветам и по их видам, книжку-малышку «Узорчик», в которой собраны различные схемы и узоры для вышивания. В мае, ежегодно, у нас проводятся выставки детских работ с аналогичным названием «Волшебные ниточки» и ярмарка, где родители могут приобрести понравившуюся им работу.

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: вышивка является неотъемлемой частью воспитательно- образовательной работы воспитателя; благодаря работе с тканью, нитками и иголкой, дети не только радуются и получают заряд положительных эмоций, а также они в процессе изготовления различных поделок развиваются; дети стали более организованны, внимательны, самостоятельны, творчески подходят к продумыванию будущей поделки. Возрос интерес родителей к развитию творческих способностей детей. Родители с большим интересом относятся к участию в выставках, оформлению группы.

Можно с уверенностью сказать, что вышивка благотворно влияет на развитие творческих способностей детей, а также личностных качеств.