Развитие творческих способностей и эмоциональной отзывчивости дошкольников через театрализованную деятельность. (Результаты работы музыкально-театрального кружка ДОУ)
На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается [4].
У детей с ранних лет развивается интерес к музыке, начиная с колыбельных песен, корые они слышат от свои мам.
Музыка — универсальный язык человечества. К какой бы национальности, религии, расе, касте не принадлежал человек, он в состоянии без слов понять настроение музыки, увидеть ее красоту, всем сердцем почувствовать ее. Музыка это душа, воплощенная в звуках [3].
Так же, с ранних лет, дети проявляют интерес к сказке, к театрализованной деятельности. Но часто родители оказывают недостаточное внимание к данной теме и, бывает так, что дети знакомятся с той или иной сказкой именно в дошкольном учреждении.
Театрализованная деятельность создаёт условия и является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. И самое главное, что сам ребенок испытывает при этом удовольствие, и радость.
Цель, которую я ставила, занимаясь театральным искусством, - развитие у детей игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Определила следующие задачи:
- приобщать детей к театральной культуре, к музыке и поэзии;
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- совершенствовать творческую фантазию через театрализованные игры;
- воспитывать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения.
В своей работе реализую Общеобразовательную программу ДОУ, в соответствии ФГОС ДО. Вырабатываю систему действий, в соответствии с программой развития ДОУ «Мы - патриоты».
Основная форма проведения праздников в нашем саду- театрализованная игровая программа. Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось чего-то большего. Так родилась идея создать театральный кружок на базе детского сада. С целью выявления интереса к театру провела наблюдения, беседы, опросы родителей. Занятия в кружке проходят два раза в неделю по 30-40 минут.
Мною разработана программа дополнительного образования музыкально-театрального кружка «Солнышко». Срок реализации проекта 1 год.
В разработке использовала технологию обучения программы «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой и учебно- методическое пособие Л.Абелян «Как Рыжик научился петь». [2]
Программа «Арт-фантазия» входит в сборник «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников»
Э.Г Чуриловой [1] и состоит из пяти разделов:
1 раздел - « Театральная игра ». Все игры этого раздела делятся на два вида:
а) общеразвивающие: «Запомни фотографию», «Тень»: [1, с.26;29]. и др.
Цель таких игр: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.
б) специальные театральные игры. Воображение и вера - главная отличительная черта этих игр. Это могут быть упражнения и этюды: «Угадай, что я делаю?», «Кругосветное путешествие» [1 с. 33;34] и др. Цель: Оправдать заданную позу, развивать память, воображение. Игры на превращения: «Превращение предмета», «Превращение комнаты» [ 1 с.36] и др.
2 раздел – «Ритмопластика». Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры на развитие двигательных способностей: «Кактус» или «Ива», «Буратино и Пьеро» « Снежная Кололева» [ 1 c.41;43;45] и др. Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы. Музыкально-пластические импровизации: «Утро», «Заколдованный лес» «Петя и волк» [1 с.55;56 ] и др. Жесты: жестом можно передать восхищение и удивление, он может быть отстраняющим и повелевающим. «Просьба», «Клич», «Негодование» [1 c.59 ].
3 раздел. «Культура и техника речи». Это игры и упражнения направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи: «Веселый пятачок», «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Больной зуб» (постанывать на звуке «м»), «Капризуля» ( ныть на звуке «н») [ 1 с.63-65].
Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы. Скороговорки.
4 раздел. « Основы театральной культуры». [1 c.75-77 ]. Этот раздел призван обеспечить условия для владения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Данная глава включает рассмотрения пять основных тем:
Особенности театрального искусства.
II. Виды театрального искусства
III. Рождение спектакля
IV. Театр снаружи и изнутри
V. Культура поведения в театре
5 раздел: «Работа над спектаклем»[1 с.79-83 ]. Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие.
Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Постановка танцев .Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами.
6. Работа над ролью.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Проходят репетиции всей пьесы целиком.
9. Премьера спектакля
Итогом всей кропотливой работы является готовый спектакль. Это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле, ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно.
10. – заключительный: повторные показы спектакля.
Так как наш кружок не только театральный, но и музыкальный, большое внимание уделяется вокально - хоровому пению. Использую учебно- методическое пособие Л. Абелян «Как Рыжик научился петь». [2]
Предлагаемое пособие в доступной, игровой форме знакомит ребят с простейшими элементами вокально – хорового обучения; даются понятия о звукообразовании и звуковедении, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения. Дети учатся чисто интонировать, понимать связь мелодии и голоса.
Результат. Регулярные занятия в музыкально – театральном кружке, где дети получают навыки актерского мастерства, вокала, хореографии дают свои результаты. Дети становятся эмоциональными, раскрепощенными, получают радость от своего творчества. Учатся сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло. Повышается уровень духовной культуры детей. Дети участвуют в конкурсах, получают призовые места.
Особую значимость данный опыт приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности.
Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям [ 3].
Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. Поэтому надо приобщать детей к театральной культуре, воспитывать у детей миролюбие, доброжелательность.
Список литературы
1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар,- М.; Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 160с.: ил, - (Театр и дети).
2. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь: Учебное пособие для детей дошкольног и младшего школьного возраста, Издательство: М.: Советский композитор 1989 г.
3. Электронный ресурс: https://znanija.com/task/730869
4.Электронный ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie yemocionalnoi-otzyvchivosti-u-doshkolnikov-sredstvami-teatralizovanoi-dejatelnosti.html