«Развитие творческих способностей у детей, как средство преодоления ТНР.»

Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе и творческими.  Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств, а также способностей детей – актуальнейшая проблема современной педагогики. Творчество всегда привлекало внимание ученых и практиков. 

       Особое место развитие творческих способностей занимает в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. У детей с тяжелыми нарушениями речи мы наблюдаем, как правило, неустойчивое и истощаемое внимание. Они не могут подолгу заниматься одним видом деятельности, могут быть излишне подвижны. Зачастую, у детей с нарушением речи, отмечается низкий уровень слухового восприятия и как следствие, снижение уровня слухоречевой памяти.   Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления.

      Надо отметить, что компенсаторные возможности детского организма достаточно велики, поэтому, как бы, компенсируя недостаточное развитие одних познавательных функций, у ребенка развиваются другие. У детей с нарушением речи — это зачастую познавательные функции, не связанные со слухом и речью. Так, при низком слуховом восприятии и слухоречевой памяти, может быть достаточно хорошо развито зрительное восприятие и зрительная память.

     Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.

Через деятельность формируется речь. Наряду с игровой деятельностью, как основной формой взаимодействия с дошкольниками, большое значение в развитии речи имеет изо деятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности изо деятельности позволяют в полном объеме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

У детей с ТНР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, сенсорные функции развиваются у них с задержкой, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координация движений руки и пальцев.

Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования позволяет:

активизировать и расширить словарный запас; установить грамматические закономерности при описании своих действий.

развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.

осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы).

развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность (Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?).

создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики руки (за счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.

Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

В процессе рисования дети расширяют словарный запас, тренируют мелкую моторику рук, выражают свои мысли и эмоции на бумаге, совершенствуют память и внимание.

Нетрадиционные техники рисования – это использование не привычных изобразительных материалов, новых технических приёмов, которые требуют точности движений, но не ограничивают пальцы ребёнка фиксированным положением. Вместо традиционных кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, гелиевые ручки, различные печатки, трафареты, крупу, нитки, а вместо бумаги – картон, ткань различной фактуры, стеклянную или деревянную поверхность.

Таким образом, используя нетрадиционные техники рисования в работе с детьми, мы решаем целый комплекс задач речевого развития дошкольников:

- активизация и расширение словарного запаса;

- установление грамматических закономерностей в построении предложений при описании своих действий;

- развитие сенсорной сферы не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами;

- стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают ребенка в новом ракурсе);

- развитие наглядно-образного мышления и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности (чем я могу еще рисовать? Что я этим материалом могу еще нарисовать?);

- создание условий для развития мелкой моторики рук, преодоления общей моторной неловкости;

- интерес, положительные эмоции, проявление самостоятельности, развитие творчества и воображения.

Особое внимание в коррекционно-развивающей деятельности с применением техник нетрадиционного рисования я уделила развитию мелкой моторики, речевого дыхания и развитию сенсорной сфере дошкольников.

Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. Как связанна мелкая моторика с речью? В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга.

В своей работе использую техники для развития мелкой моторики, такие как:

- Рисование пальцами и ладошкой

- рисование в технике «пластилтнография»

- рисование оттисками различных материалов

- рисование мятой бумагой

-рисование ватными палочками и т.д.

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание необходимо для развития речи. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Без сильной длительной воздушной струи нарушается не только звукопроизношение, но и общее звучание речи: речь «взахлёб», не проговаривание окончаний слов, «смазанность» окончания фразы. Развитие речевого дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на дошкольников с речевыми нарушениями.

Для развития речевого дыхания я использую в своей практике:

- рисование мыльными пузырями

- рисование поролоном

-рисование в технике «кляксография»

- рисование манкой и т.д.

Недостатки сенсорного развития влияют на формирование сферы образов-представлений. Из-за слабости восприятия дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного восприятия. 

Развитие сенсорной сферы происходит не только за счет изучения свойств изображаемых предметов и выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами.

Эти сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют в полном объёме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.

Здесь в своей работе я применяю такие техники, как:

- Рисование пробками

- рисование губками

- рисование пузырчатой пленкой

- рисование пакетами

- рисование сыпучими материалами

- мятой бумагой и т.д

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Таким образом, использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает положительный результат в развитии связной речи дошкольников с ТНР. В работе с детьми, имеющими нарушения речи, процессы развития творческого потенциала и коррекционной работы тесно переплетены и дополняют друг друга. Развивая творческие способности ребенка через различные виды деятельности, педагог способствует развитию потребности в общении и стимулирует коррекционный процесс. Коррекция речи, в свою очередь, позволяет обогащать и расширять способности дошкольников, раскрывать творческий потенциал.