Развитие творческой речевой деятельности старших дошкольников через ознакомление с пейзажной живописью.
Развитие у детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: изящный, легкий, радостный, праздничный, живой и т.д. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет их знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Шацкая В.Н. считает, что дети дошкольного возраста не могут еще в полной мере оценить глубину высокохудожественных произведений и их художественное значение, но они многое запоминают.
По мнению Чумичевой Р.М. «ознакомление с пейзажной живописью старших дошкольников в свою очередь делится на три этапа:
1 этап – искусствоведческий рассказ педагога;
2 этап – вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально – личностного отношения к картине;
3 этап – прием сравнения картин».
Подробно эти этапы представлены в методике Чумичевой Р.М., где она в работе с детьми применяет разнообразные формы и методы (например, личностное отношение педагога к понравившейся картине служит примером для ребенка при составлении собственного рассказа).
Яшина В.И. утверждает, что «наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец)».
Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.
Так, рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи для дошкольников и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств. Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира.
Также Яшина В.И. пишет, что «наблюдения за речью детей шести лет показали, что в повседневном общении они пользуются высказываниями, содержащими рассуждения. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации деткой деятельности. Если воспитатель строит общение с детьми на дисциплинарных указаниях, отдельных репликах, не создает проблемных ситуаций в ходе деятельности, то в случае, конечно, у них не возникает необходимости рассуждать. Если же поставлена задача доказать какое – то положение, дети высказываются более развернуто. Их рассуждения, как правило, состоят из тезиса объяснения – доказательства, конкретизирующего общие положения, высказанные в тезисе. Выводы формулируются не всегда. В рассуждениях дети часто опираются на описание объектов. Так, в рассказах о любимой игрушке, в отгадывании загадки они в своих доказательствах широко пользуются описанием».
Таким образом, можно сделать вывод, что эстетическое развитие тесно связано с речевыми, и они непосредственным образом влияют друг на друга при рациональном построении образовательного процесса, что положительно отражается на детях старшего дошкольного возраста.