Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
Развитие учебной мотивации учащихся
посредством осуществления познавательной успешности
(Обобщение педагогического опыта)
Автор:
Корунова Юлия Александровна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
(дошкольно - образовательный центр
«Буратино»)
2023
1. Актуальность опыта
Социально-личностное становление подрастающего поколения, подготовка его к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. В этих условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс, стремящееся реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного воспитания – развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Одной из приоритетных задач образования дошкольников на современном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности дошкольника лежит его собственная активность и успешность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как сензитивного периода в формировании мотивации к познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.).
Развитие учебной мотивации посредством осуществления познавательной успешности детей дошкольного возраста в настоящее время является актуальной. Учебнаяя мотивация развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Именно актуальность данной проблемы подвигла к тому, чтобы заняться ею более углубленно и продумать формы работы по развитию учебной мотивации. Работа проводилась с учетом выявленных противоречий:
- между сложившимися методами развития дошкольников и необходимостью внедрения инновационных результативных методик проведения успешной работы по гармонизации развития личности ребенка.
- между необходимостью воспитания у дошкольников осознанного отношения к усвоению знаний и дефицитом знаний у родителей по вопросам развития мотивации к познавательной успешности подрастающего поколения.
Данный опыт работы представлен в трех направлениях:
- работа с детским коллективом;
- работа с семьей;
- методическая работа.
2. Теоретическая база опыта
Ведущей идеей опыта является организация педагогического сопровождения процесса формирования личности детей на основе развития мотивации посредством осуществления познавательной успешности.
Познавательная успешность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника – считают такие известные российские ученые, как Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина.
Здесь важна роль педагога, взявшего на себя обязанность социального родителя, изучающего новые способы и технологии детско-взрослого взаимодействия, основанные на общепринятых принципах:
- гуманизации образовательной среды (личностно-ориентированный подход обучения и воспитания, расширение прав и ответственности участников педагогического процесса, повышение уровня профессионализма педагогов);
- природосообразности (учет индивидуальных, возрастных и психофизических особенностей развития личности);
- педагогического оптимизма (ожидание лучших результатов, опора на положительные качества личности, педагогическая поддержка и сотрудничество);
- согласованности (принятие ребенка, как данности, признание за ним права на существование таким, каков он есть, уважение и признание ценности его личности);
- ориентации на ценностные отношения. Формирование отношения к социокультурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию).
Цели и задачи педагогического опыта
Основной целью данного опыта педагогической деятельности является развитие учебной мотивации детей дошкольного возраста при формировании социально успешной личности.
При этом решаются следующие задачи:
- реализация партнерских принципов взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов и родителей что позволяет комплексно решать обозначенную проблему;
- социализация воспитательно-образовательного процесса на основе совместной детско-взрослой деятельности;
- создание благоприятных условий для формирования осознанного отношения к усвоению знаний и использования их на практике каждым ребенком с учетом индивидуальных особенностей;
- активизация высших психических функций - внимания, памяти, мышления, воображения и речи - посредством использования дидактических и подвижных игр и заданий;
- усиление роли педагога;
- помощь родителям в сохранении и развитии любознательности и мотивации детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – УДО.
Этапы накопления и систематизации опыта.
1-й этап — подготовительный:
- знакомство с теоретическими основами;
- создание психолого-педагогических условий.
2-й этап — основной:
- организация взаимодействия с детьми, происходящего на основе игр в процессе занятий;
- сотрудничество с родителями в контексте развития мотивации у детей.
3-й этап – внедренческий:
- распространение опыта на совещаниях, методических и педагогических советах;
- обобщение педагогического опыта.
Основные понятия
По разным источникам:
Мотивация
– побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.
Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотив
– устойчивая, внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.
Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность, устойчивость.
Развитие мотивации сегодня – необходимое условие педагогической деятельности. Это закреплено в нормативных документах.
Компетентность в области мотивации учебной деятельности
Компетентность в области мотивации учебной деятельности является одной из шести базовых компетенций, представленных в «Профессиональном стандарте педагогической деятельности» и определяется во время проведения экспертизы практической деятельности при аттестации (Новый Порядок её проведения утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», зарегистрирован Минюстом России 23.05.2014).
Данная компетентность раскрывается через три ключевых показателя:
умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;
умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации
обучающихся
;
умение создавать условия для
самомотивирования
обучающихся
).
Общие подходы к проблеме мотивации
Мотивация – это мощный механизм, который обязательно приведёт к успеху и завершенности в любой сфере.
Мотивация является ключом в реализации всех ваших целей. Независимо от того, сколько лет вы проводите за учёбой, независимо от вашего социального статуса или образа жизни, мотивация является общим фактором среди тех факторов, которые помогают достичь высоких целей.
Положительная мотивация в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Положительная мотивация – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. Главный смысл положительной мотивации состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учащихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
- развивает инициативность, креативность, активность;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат.
3.Технология опыта
Мотивация учащихся на осуществление познавательной успешности детей дошкольного возраста
Дайте разумное содержание жизни детей, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребёнка, для его игр, упражнений, усовершенствования органов и чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье», - писала сто лет назад Е.Н. Водовозова, известный русский педагог, в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания дошкольного возраста».
Воздействие на мотивационную сферу дошкольника, в том числе и на формирование мотивации учения, может и должна осуществляться в двух направлениях: непосредственно через личностно значимую деятельность ребёнка и опосредованно - через личностно значимых субъектов (педагога, родителей).
Как же развить любознательность и умственную активность, дошкольников, как помочь формированию внутренней мотивации на осуществление познавательной успешности?
Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в дошкольном возрасте. А как это сделать на практике?
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Для этого мы помогаем и учим ребенка преодолевать страх, выдаем авансы успеха («у тебя получится»), даем высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать»), усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»)
Поощрение — один из методов корректировки детского поведения. Оно помогает ребенку отличать хорошее от дурного, дозволенное от запретного. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими мы подчеркиваем нравственный смысл поступков детей. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Используемые игры: «Назови одним словом: что это?». « Назови лишний предмет». «Что общего у предметов?», «Дополни ряд» и др.
Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.
На занятиях происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры к выполнению заданий собственно познавательного характера.
Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Например, при чтении слогов по слоговой таблице я предлагаю детям «стать учителем».
Мне представляется наиболее интересным и менее разработанным для формирования учебной мотивации метод моделирования игровых проблемно-практических ситуаций. В разработке этого метода нужно выделить следующие моменты:
- специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;
- «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;
- перенесение акцентов на поисковую деятельность;
- свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;
- общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;
- введение значимой для детей мотивационной деятельности.
Для того, чтобы представить этот метод, хочу привести краткий конспект занятия.
Отважный капитан (а в его роли может выступать какой-нибудь сказочный герой) совершает кругосветное путешествие на волшебном паруснике и посещает царство грамматики. Сначала он попадает на луг звуков, переправляется через сказочную реку, пробирается через лес, посещает город слов, гуляет по улице предложений и наконец. Попадает в замок к Фее грамоте.
На лугу звуков надо определить сколько звуков в каждом слове и соединить картинку с цифрой
На лугу летают насекомые. Найти в словах гласные звуки и отметить их место.
В сказочном лесу разгадывают загадки и узнают, что увидел отважный капитан. Потом определяют количество слогов и зачеркивают под картинкой определенное количество кружков.
На пути к замку феи грамоты капитан отгадывает, какие слова зашифрованы в схемах.
В замке капитана втречает Фея и за то, что он справляется с заданиями дарит книгу, название которой дети узнают, решив еще одно задание.
Задача состоит не только в том, чтобы формировать у детей чёткую систему знаний, но и вызвать устойчивый интерес и потребность в получении этих знаний.
Таким образом, можно выделить основные приёмы и методы развития внутренней мотивации дошкольников на осуществление познавательной успешности, которые я стараюсь использовать в своей работе:
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности (путешествие в сказку, викторина по сказкам, «Поле чудес», конкурс загадок);
- моделирование игровых проблемно-практических ситуаций, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей (Чем человек отличается от животных? Дети активно предлагают решение, в результате которых приходят к выводу, что речью и мышлением), (Принцесса попадает в современный мир, но не знает многих вещей - телефон, электричество и др. В результате дают определение простым вещам), Принцесса не знает вежливых слов. Давайте ей поможем).
- широкое использование игровых приемов, игрушек, которые от своего лица предлагают задания; создание эмоционально значимых для детей ситуаций, например: когда говорим о рифмах, дети пытаются научить Незнайку рифмовать слова, но сначала эти рифмы неправильные.
Для того чтобы у ребенка возникла мотивация к учебной деятельности, ему необходимо много играть самому, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр я использую и сюжетно - ролевые, и дидактические, и игры с правилами. Кроме того, ребенок рисует, лепит, раскрашивает картинки, вырезает и клеит, делает аппликации, складывает узоры из мозаики и собирает кубики по картинкам-образцам, занимается с разнообразными конструкторами и слушает сказки. Я стараюсь делать так, чтобы чтение стало неотъемлемой частью каждого дня ребенка. Вырастая в атмосфере любви, доброты, игры, интереса ко всему окружающему, ребенок сам стремится научиться читать и считать, что и говорит о возникновении у него учебной мотивации.
4.Результаты работы
Развитие учебной мотивации посредством осуществления познавательной услешности детей – это долгий процесс.
Первоочередно возникла необходимость в исследовании уровня учебной мотивации детей. Для этого было проведено исследование по выявлению уровня мотивации и по выявлению уровня развития основных мыслительных процессов. Это исследование по наблюдению за деятельностью детей на занятии и вне его, в игре, дало возможность проанализировать результаты диагностирования как в целом по детскому коллективу, так и по личности каждого ребенка.
Результаты исследования дают основания утверждать о правильности выбранных форм и методов работы с детьми и правильности программно-методического обеспечения: уровень развития мотивации увеличился.
Дети, имеющие низкий уровень развития мотивации нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.
Таким образом:
- формируется познавательный интерес к новым видам деятельности;
- развиваются память, логическое и творческое мышление, внимание и способность концентрации внимания на том или ином виде деятельности;
- воспитывается желание самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике;
- развивается учебная мотивация на осуществление познавательной успешности.
Заключение
В заключение хочу сказать, что каждый родитель, педагог и просто взрослый, должен оказывать помощь в формировании и развитии мотивации у ребенка, а главное обязательно поощрять ребенка за его успешную деятельность и побуждать его на «покорение новых вершин»!