ДОКЛАД:?Развития познавательной и творческой работы учащихся?
Ноговицына Рита васильевна, учитель математики и физики МБОУ - Арыктахская общеобразовательная основная школа, Кобяйский улус Республика Саха(Я).

Для обучения в средней школе важен основательный, прочный фундамент, полученный в начальной школе. Для сравнения я выбрала по два выпуска двух учителей начальной школы. Сделала анализ качества обучения по основным предметам. Ученики  не всегда добиваются нужных результатов для успешного обучения в основной школе.
Это …
Недостаточная техника чтения и смыслового понимания прочитанного
Недостаточная скорость письма
Неустойчивость внимания
Навыков устного счета
2013-2018
4 кл
5 кл
6 кл
7кл
8 кл
9 кл

Математика
50
50
50




Русский язык
50
50
50
50
50
50

Русская литература
100
50
50
50
50
50

алгебра



50
100
100

геометрия



50
100
100

физика



50
100
100

2015-2018







Математика
66
33
33


?

Русский язык
33
0
0
0

?

Русская литература
100
0
0
0

?

алгебра



33

?

геометрия



0

?

физика



33

?

Выпуск  2009 г начальной школы показали 0 % качество по математике и русскому языку. В средней ступени обучения не смогли повысить качество учебы. Выпускники 2013 г  успешно закончили начальную школу. И в старших классах легко освоили программу.
2009 - 2015
4 кл
5 кл
6 кл
7 кл
8 кл
9 кл

математика
0
0
0




русский язык
0
0
0




русская литература
50
0
0




алгебра



0
0
0

геометрия



0
0
50

физика



50
50
50

2013-2018







математика
100
100
100


?

русский язык
100
100
100


?

русская литература
100
100
100


?

алгебра



100
100
?

геометрия



100
100
?

физика



100
100
?

Как видно, что процент качества почти не меняется. И это доказывает, что обученность в начальной школе отражается на качество учебы в старших классах.
Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:
Как обучать??
 С помощью чего учить?
Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Цель: дальнейшее совершенствование содержания организационных форм, методов и средств: разработка и внедрения эффективных авторских программ обучения и воспитания детей; 
Задачи: 
1.   Создание условия для   активизации индивидуальной активности каждого школьника;
2. Формировать и развивать межличностные отношения, научить преодолевать коммуникативные барьеры в общении, создавать ситуацию успеха.
3.   Формировать   условия   для   самообразования   и   саморазвития   личности учащихся.
Исходя из целей и задач,  объектом моего исследования является педагогическое сотрудничество; предметом исследования - разнообразные технологии в изучении математики и физики.

?Каждому нужна моральная поддержка, а особенно тем, кто в силу самых разнообразных обстоятельств чувствует себя посредственностью. В школе не будет ни одной посредственности, в жизни не будет ни одного несчастного человека, если мудрость воспитателя ?докопается? до ?творческой жилки? в каждом воспитаннике и если его умело сказанное слово побудит к соревнованию творческих способностей?
 В.А. Сухомлинский.
Современные исследования показывают, что обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческих способностей учащихся. Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:
изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).?
 
?Скажи мне, и я забуду;Покажи мне, и я, может быть, запомню,Вовлеки меня, и я пойму.????????? Конфуций (450 г. до н.э.)
На своих уроках отдаю предпочтения технологиям деятельностного типа: проблемному обучению, технологии развития критического мышления, информационно – коммуникационным технологиям, проектной и исследовательской деятельности. 
Нужно создать особую форму общения, позволяющую каждому ребенку высказаться, раскрыть себя. 
Развитие умений у учащихся важно вести так, чтобы отрабатываемые способы деятельности не ограничивали мышление учащихся, а подводили их к творческому решению разнообразных учебных задач. В процессе обучения математике проблемы возникают у многих школьников. Для этих детей, как весьма важны процессы формирования и развития духовных качеств личности, так как именно эти дети подвержены в большей степени негативным воздействиям окружающего мира из-за их слабой психики. Наибольшего эффекта в формировании духовной культуры школьника можно добиться при наличии занимательности на уроках, ибо она выступает в качестве важного стимула возбуждения непосредственного интереса к предмету. Для таких учащихся занимательность приобретает особое значение, так как они чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям. Для этого на уроках целесообразно применять игры-тренажеры, соревнования, игры-путешествия, конкурсы и т.п. причем игры должны моделироваться таким образом, чтобы в них ученик мог оказать помощь товарищу, поделиться положительным опытом, сам получить что-то новое, хорошее, а также почувствовать плечо товарища в трудной ситуации. Проблема формирования духовной культуры школьников – одна из наиболее серьезных и важных социальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашего общества. В связи с этим возникает проблема формирования духовной культуры при обучении математике и физики, одних из самых сложных и трудных для усвоения предметов школьной программы. Учитель математики должен воспитать не только математически образованного человека, но и заложить в него зерно духовной культуры, которое в дальнейшем будет развиваться во времени. Добиться этого можно путем дифференциации и индивидуализации обучения, поскольку именно в этом случае каждому учащемуся предоставляются равные возможности в достижении высот духовной культуры. Только в разнообразной деятельности наиболее успешно развивается сознание учащихся, интенсивно накапливается опыт, обогащаются чувства. В работе с учащимися 5 – 7 классов важно и развитие нестандартного мышления, а это прежде всего достигается решением  нестандартных задач. Поэтому разработала комплекс мероприятий. Он включают в себя: 1)ВУДы ; 2)Недели математики и физики, математические состязания – ?Математический бой?; 3) олимпиады; 4) работа кружка ?Учимся проектировать?. 
Исследовательская деятельность позволяет учащимся выйти в культурное пространство самоопределения. Учащийся оказывается в ситуации проектирования собственной предметной деятельности в избранной им области, сталкивается с необходимостью анализа последствий своей деятельности. Это довольно успешно решается при создании систему внеучебной деятельности учащихся. 



















В каждом человеке солнце, только дайте ему светить (Сократ).
В моем понимании исследование это - один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном  динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследований в конкретных предметных областях. К положительным факторам исследовательской деятельности можно отнести:
повышение мотивации учащихся;
развитие способности к активной практической деятельности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно – воспитательного процесса. Проблема приобщения учащихся к учебно – исследовательской деятельности в педагогике очень актуальна. Разработала программу работы научного общества учащихся школы и ведем плодотворную работу.
            Для создания специально организованной системы управления научно – исследовательской деятельностью учащихся необходимо решение следующих задач:
Раннее раскрытие интересов и склонностей, учащихся к научно поисковой деятельности, направленной на развитие самостоятельности в суждениях и поступках, профессиональной ориентации;
Формирование   школьного научного сообщества со своими традициями;
Создание условий для вовлечения в индивидуальную и коллективную поисково–исследовательскую деятельность учащихся разных возрастов. 
Знакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
Учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
Способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
Проведение исследований, имеющих практическое значение.
           Использования этнического материала обогащает содержание образования, учитывает национальные особенностей взаимодействия и общения, при которых учитель, ученик и родитель являются частью одной целостной воспитательной системы. Содержание образование стараюсь привести в соответствии с потребностями практики сегодняшнего времени и будущего. Свою методическую работу строю так, чтобы учащиеся видели, как знания которые им даются, применяются в жизненных ситуациях. Например: предлагаемые темы проектов: 
Общая тема:  Математика в жизни моего народа.
Знаете ли вы своих предков? 
Человек- дитя природы, природа- жилище человека.
Ведение экономики индивидуального хозяйства современной сельской семьи. 
Составление орнаментов, на применение свойств равнобедренного треугольника, 
Исследование применение ?золотого сечения? на постройках мастеров зодчество народов саха.
Графики в нашей жизни.
Исследование применения математических знаний: единиц измерения величин  наших предков в народном творчестве, эпосе олонхо.
История натуральных чисел в жизни моего якутского народа.
Уникальное озеро страны Олонхо – озеро Ниджили.
Проценты  в нашей жизни…
На социальный уровень самоопределения учащимся позволяет выйти ряд форм образовательной деятельности, в которых каждый учащийся может принять участие на добровольной основе. Это прежде всего система олимпиад, конкурсов, а также элективные курсы. В этом случае учащийся сам (или с помощью родителей, педагогов и т.д.) устанавливает цели своей учебной деятельности, выбирает средства и достигает результата, т.е. оказывается в ситуации проектирования своей деятельности. Однако, учащийся свободен в выборе схем своего развития, каждая из которых имеет жесткую структуру и предполагает достижение конкретного, заранее известного результата. Если мы определяем основной задачей школы – включить ребенка в активный процесс познания мира, себя и себя в мире, то именно самостоятельность и активность познания со стороны ученика выступают ключевыми показателями успешности образования. Для развития такой самостоятельности ученика в процессе познания важной проблемой становится с одной стороны, вопрос о мотивации школьников к познавательной деятельности, а с другой – особенности позиции учителя по отношению к ученику и процессу учения. Разработала программы элективных курсов и веду занятия по математике 5,6,7, 9 классах, по физике 7, 8, 9 кл веду курс по готовым программам.
ВУД по математике 5-го класса на тему ?Открываем новое?.( 2006 г).
Элективный курс по математике 6-го класса на тему ?Этот загадочный мир процента, графиков и движений?. (2006 г).
ВУД  по математике 7-го класса на тему ?Олонхо и математика? (2008 г).
Элективный курс по математике 9-го класса ?Подготовка к ?малому ЕГЭ?. (2008 г).  
С 2011 г. веду элективные курсы по физике:
?Решение задач по физике с использованием интерактивных технологий? по программе для учащихся 7 и 8   классов основной школы. Автор программы? Шааб Г.А. ?Большекузьминская СОШ ,о.Кольчугино.
?Физика в твоем доме или основные понятия и законы физики?. Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы. Автор программы: Григорьева Жанна? Владимировна, учитель физики СОШ №29 г.Владимира.HYPER13HYPERLINK "../../../../../Documents and Settings/Ноговицына Рита/Рабочий стол/март 2015 НПК/2015 Алексеевские чтения МКОУ АООШ Ноговицына Рита Васильевна/Открытые уроки и мероприятия.docx"HYPER14                  
HYPER15
Взаимосвязь познавательной, практической, игровой и  исследовательской деятельности всегда положительно влияет на активность, интерес, самостоятельность учащихся, дает толчок их изобретательности, творческому воображению. Для развития такой самостоятельности ученика в процессе познания важной проблемой становится с одной стороны, вопрос о мотивации школьников к познавательной деятельности, а с другой – особенности позиции учителя по отношению к ученику и процессу учения. Специальная организация учебной деятельности с включением многообразных видов и форм дает значительный эффект не только в обучении и учении, но и в решении главной их цели – формирование личности современного человека. Способствует становлению личности учащегося; реализации принципов гуманизации образования; стабильности результатов обучения; саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации; повышении  интереса к естественным наукам и исследовательской деятельности;
Это подтверждается: результатами выпускных экзаменов; мониторингом  качества обучения;  результатами участия в олимпиадах и НПК; 
  цель

Направление
деятельности

Формы 
реализациииии

Создание ситуации успеха для каждого ученика, способствующую их целенаправленной, познавательной и творческой деятельности.


Учебно-познавательная деятельность;
Деятельность по саморазвитию своих способностей;
Деятельность по самовоспитанию своих добрых качеств, стиля поведения, положительных черт характера;


элективные курсы;
ВУДы, математические состязания – ?Математический бой?;
олимпиада;
работа кружка ?Учимся проектировать?;
недели математики;
Научно – практическая конференция школьников. ВУДы.


результат

Взаимосвязь познавательной, практической, игровой, исследовательской  деятельности всегда положительно влияет на активность, интерес, самостоятельность учащихся, дает толчок их изобретательности, творческому воображению. Способствует: сформировании  предметных ЗУН,  метапредметных и личностных  результатов.