Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная
деятельность зрительного и двигательного анализаторов. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Другими словами – это скоординированная работа системы «глаз-рука»: глаз видит – рука выполняет.
Именно на базе зрительно – моторной координации формируются графомоторные навыки, являющиеся составляющей функции письма.
Скоординированность работы пары «глаз-рука» самостоятельно не развивается, необходима работа в данном направлении.
Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Важно, чтобы
упражнения на формирование зрительно-моторной координации закреплялись и отрабатывались родителями в домашних условиях, тем самым давая более положительную динамику для развития и коррекции зрительно-моторной координации у детей.
Сначала я хочу Вас познакомить, как можно делать массаж кистей и пальцев рук. Массаж пальцев очень полезен ребёнку. Для развития речи, внимания и мелкой моторики. Регулярное повторение упражнений оказывает благотворное влияние на речь, повышает подвижность и гибкость кистей рук, что помогает успешно овладевать навыками письма.
Массаж можно проводить с различными предметами, которые у каждого есть дома.
С помощью карандашей.
Могут применяться разные карандаши: 3 и 6-гранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий, либо длинный карандаши:
- перекатывать между ладонями;
- катать по тыльной стороне руки;
- раскатывать одной или двумя руками по поверхности стола;
- удерживать одним пальцем руки;
- раскачивать, обхватив двумя пальцами (указательным и средним).
С помощью грецких орехов
.
Можно массировать запястье, кисти рук ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны.
Упражнения:
- прятать орех в плотно сжатой ладони (сначала в одной руке, потом в другой);
- кончиками пальцев одной руки ввинчивать орех в середину ладони другой руки;
- прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья;
- скатывать орех с тыльной стороны кисти рук (как с горки);
- прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно;
- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями;
- удерживать орех между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
С помощью пуговиц.
Пуговицы можно засыпать в коробку или большую миску. Желательно, чтобы пуговиц было много.
Сначала совместно с ребенком опустите руки в коробку (миску), затем выполните упражнения:
- проведите ладонями по поверхности пуговиц;
- зажмите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
- погрузите руки глубоко в пуговичное "море" и поплавайте в нем;
- перетирайте пуговицы между ладонями;
- пересыпайте их из ладошки в ладошку (сначала одной, затем другой рукой, затем обеими руками),
- захватите "щепотку" пуговиц и отпустите.
С
помощью колючего мячика Су-Джок
.
Детям очень нравится массаж с помощью колючего мячика Су-Джок, который легко превратить в игру.
Использование такого тренажера не только развивает мелкую моторику, но и способствует развитию речи. Это благоприятно сказывается на работе всего детского организма, повышает иммунитет.
Су-Джок шары свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями.
Кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Внутри мячика находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.
Также хочу предложить вам несколько вариантов игр, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации. Эти игры можно легко сделать из подручного материала или игрушек. Эти игры и упражнения способствуют развитию координации движений, зрительно-пространственных представлений,
зрительно-моторной координации.
Множества интересных и развивающих игр можно сделать из подручных материалов, таких как плотный картон, одноразовые стаканчики, котельные трубочки, цветная бумага, канцелярские скрепки. Эти игры легко изготовить самостоятельно, они не потребуют больших затрат и времени.
Для одной из игр понадобятся плотный картон, зубочистки и коктейльные трубочки, нарезанные по 6 см. Из картона сделать квадрат и разделить его на 25 равных квадратов по 2 см. каждый. В каждый квадрат в середину прикрепить кусочек пластилина. Вставляем зубочистки в шарики из пластилина, а на зубочистки нанизываем коктейльные трубочки. Для усложнения задания, нужно с помощью одной руки на зубочистку одеть коктейльную трубочку и поставить в шарик из пластилина на картоне. Эта игра не только будет интересна для детей, но и развивает у них зрительные функций, координацию точных движений рук под контролем глаза. Также можно из разноцветных трубочек составить узор, или геометрическую фигуру по схеме или самостоятельно ребенку. Здесь уже дополнительно развиваем зрительное восприятие, умение ориентироваться на микроплоскости.
Игры с канцелярскими скрепками.
С их помощью решаются такие задачи, как развитие зрительного восприятия формы, цвета, величины, изучение букв и цифр; развитие мелкой моторики рук; межполушарного взаимодействия (цепляем, /снимаем скрепки то правой, то левой рукой), развитие воображения, памяти и внимания, также тренируем усидчивость и целеустремленность ребенка. Игры с канцелярскими скрепками разнообразны: собирание цепочки по цветам, сравнение цепочек по длине, выкладывание из скрепок узоров, геометрических фигур, букв, цифр, различных линий по контуру или самостоятельно, прицепляем или снимаем скрепки, используя различные шаблоны.
«Закати шарик»
Цель: развитие глазомера, координации движений.
Правила игры: нужно закатить шарик в стаканчик. Обговаривается «цель», в которую должен попасть ребенок. Можно попросить ребенка попасть в стаканчик, который находится слева (справа, в центре). Это будет способствовать развитию ориентировки в пространстве.
Инвентарь можно изготовить из пластиковых или бумажных стаканчиков.
«Боулинг»
Цель: игра развивает меткость, ловкость, тренирует мышцы.
Правила игры: кинуть мяч таким образом, чтобы он сбил стоящие на определенном расстоянии кегли. За сбитые кегли начисляются очки, кто набрал больше очков, тот и становится победителем.
Инвентарь можно изготовить из пластиковых бутылок.
«Попади в цель»
Цель: совершенствовать навыки метания правой и левой рукой, развивать меткость, глазомер, координацию движений.
Правила игры: ребенок с мешочками для метания или небольшим мячиком встает перед линией. Обговаривается «цель», в которую должен попасть ребенок. Цель может быть обозначена цветом, цифрами или значками. Так же можно попросить ребенка попасть в корзину, которая стоит слева (справа, в центре). Это будет способствовать развитию ориентировки в пространстве.
Инвентарь можно изготовить из пластиковых корзинок, бумажных коробок, бросового материала.
Игры-моталочки
Цель: учить детей ориентироваться по сигналу, развивать мелкую моторику, координацию движения, ловкость, воспитывать умение играть в парах.
Правила игры: В игре могут участвовать два ребенка, или ребенок и взрослый. По сигналу, ребята начинают накручивать ленточку на палочку, кто первый накрутит ленточку, тот победил. Пособие может использоваться детьми в самостоятельных играх.
Инвентарь можно изготовить из карандашей, фломастеров, мелких игрушек.
Кольцеброс
Цель: развитие координации движений. Стимулирует двигательную активность.
Правила игры: набросить кольца с установленного расстояния на вертикальный или горизонтальный стержень так, чтобы кольца оказались надетыми на стержень.
Инвентарь можно изготовить из картона, бросового материала, пластиковых бутылок.
Бильбоке
Цель: развитие ловкости, глазомера, скорости реакции, координации и настойчивости.
Правила игры: задача играющего состоит в том, чтобы попасть шариком, привязанным на шнурке к стержню, в чашечку, прикрепленную к концу того же стержня.
Вот такие игрушки Бильбоке, можно сделать самостоятельно из обрезанной пластиковой бутылки, киндера-сюрприза, шнурка.
Лабиринт
Цель: развитие глазомера, координации движений.
Правила игры: нужно прокатить шарик через все «ворота».
Инвентарь можно изготовить из картонной коробки, цветной бумаги, бросового материала.
Зрительно-моторная координация эффективно развивается с помощью различных дидактических игр и упражнений. Эти игры и упражнения способствуют развитию координации движений, зрительно-пространственных
представлений, зрительно-моторной координации.