Рожкова Наталья Геннадьевна,
воспитатель,
МБДОУ ДС № 90 корпус 2,
г. Каменск – Уральский
Развивающая предметно-пространственная среда группы как фактор успешной адаптации детей к детскому саду
Группа раннего возраста — это дети с 1,5 до 3 лет. Адаптация в этом возрасте проходит легче, быстрее. Малыш не так привязан к родителям, как дети более взрослые дети. Психологи говорят о том, что, чем старше ребенок, тем тяжелее для него проходит адаптация к детскому коллективу, новому виду общения. Как правильно организовать процесс адаптации ребенка к новым условиям? Этому и посвящена моя статья.
С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.
Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [16, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [16, с. 6].
Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)
В этом учебном году я работаю в группе для детей 3-4 лет (младшая группа), в которой находятся 19 мальчиков и 3 девочки. В процессе наблюдений за детьми я сделала вывод, что мальчики 3-4 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. Принято считать, что труднее всего адаптируются к школе дети "домашние", не посещавшие ранее детский сад, мало общавшиеся со сверстниками. Практика, однако, показывает, что это не всегда соответствует действительности [3, с. 42].
К 4 годам любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений. Лучше всего это удается детям в игре. Каждое совместное занятие – это маленькая игра, цель которой – развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
Меня всегда увлекал процесс развития речи у детей. А работа с маленькими детьми дала мне возможность еще заниматься не только развитием речи, но и игрой, разнообразными приемами и подходами в этой области. На каждом занятии провожу с детьми пальчиковые игры, и с каким удовольствием малыши это делают! Детям эти занятия очень нравятся, ведь пальчиковые игры – это не просто интересно, но это есть отображение реального мира ребенка, предметов, людей, животных, явлений природы.
Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-пространственная среда. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать положительную атмосферу в группе [1, с.17].
Интерьер групповой комнаты должен напоминать образ дома. В нашей группе расположена различная крупногабаритная мебель, большой теплый ковер на полу, стены украшены рисунками детских персонажей из сказок, мультфильмов, яркость и запоминаемость интерьера помогает скрасить момент расставания с родителями.
Группа поделена на небольшие игровые центры, в которых обязательным атрибутом является кукла – персонаж. Например, в центре для игры в больницу детей встречает кукла Доктор Айболит, в центре для мальчиков есть кукла в форме пожарного. Для формирования у детей навыков самообслуживания, умения следить за своим внешним видом, в каждом центре развешаны халатики, фартучки, которые малыши примеряют на себя и тем самым учатся правильно одеваться, организовывать и разворачивать игровые сюжеты. Во время утреннего приема детей, в группе звучат детские песенки, это тоже помогает ребенку максимально отвлечься от разлуки с родителями.
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Играя, конструируя дети создают свой собственный и познают окружающий их мир. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться исследовательская деятельность. Для конструирования в нашей возрастной группе используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в младшей группе, а также конструктор «Тико». Деткам очень нравится работа с конструкторами. Процесс этот достаточно сложный, но с каким удовольствием они пытаются соединить шарнирные изделия, надо просто видеть!
Я считаю, что процесс адаптации невозможен без взаимодействия с узкими специалистами. В нашем детском саду работает логопед, с которым мы все время корректируем свою работу. На музыкальных занятиях малыши погружаются в мир музыки, игры и танца. Физкультурный работник учит наших малышей быть сильными, здоровыми, выносливыми. Для родителей работает педагог-психолог.
Необходимым условием успешной адаптации также является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребёнка в семье и дошкольном учреждении.
Единые требования родителей и педагогов, соблюдение распорядка дня, тщательный гигиенический уход, правильная организация самостоятельной деятельности и игр - занятий создают здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения детей и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения [3].
Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка детского сада должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в детском саду.
Человеку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются в дошкольном учреждении. Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Список использованной литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: учитель, 2008. - 188 с.
2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогобридзе, О.В. Солнцева и др. – Спб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2014. – 352 с.
3. Кощеева З.В. Первые шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. - 68с.
4. Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организационно-методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 57 с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
5. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/ авт.-сост. И.В.Анянова, С.М.Андреева, Л.И.Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. –Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. –Нижний Тагил, 2015. -168с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.