Арефьева Ирина Александровна К.ист.н., педагог высшей квалификационной категори МАУ ДО ?Народные ремесла? 89141501624 irinaali@mail.ru Актуальные проблемы патриотического воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования детей в новых социальных условиях. Реализация функции патриотического воспитания детей в новой Российской действительности Краткая аннотация. В статье раскрыты актуальные вопросы патриотического воспитания детей в учреждениях образования, показаны возрастные ступени его реализации в структурных подразделениях МАУДОД ?Народные ремесла? Аннотация. В статье раскрыты актуальные вопросы патриотического воспитания в учреждениях общего и дополнительного образования в новых социальных условиях. Показаны возрастные ступени гражданско-патриотического воспитания детей в структурных подразделениях МАУ ДО ?Народные ремесла?. Дан ретроспективный анализ идей современного патриотизма в трудах отечественных ученых прошлого и современности, определены разновидности патриотизма, а также раскрыты основные базовые направления по указанной проблематике, выделенные в государственном проекте ?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 гг.? О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям?необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери и отцу, бабушке и дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе…. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. ?Мы сегодня поговорим о проблеме, которая давно назрела и часто на слуху, но вот так системно, пожалуй, не помню, чтобы она обсуждалась: вопрос о патриотическом воспитании молодёжи.?На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну? [4]. Уважаемые коллеги, педагоги, родители, ребята! Не случайно в начале нашего выступления мы приводим слова президента нашей страны, Родины, Великой России. Опираясь на Концепцию государственного проекта ?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 гг.? [2], важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей семьёй, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами. Родной город… Необходимо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Вне исторического контекста осмысление современного патриотизма, безусловно, не представляется возможным. Патриотическая идея глубоко пронизывает ?Повесть временных лет? – древнейший памятник русской литературы, а также ?Слово о полку Игореве?. Главная идея последнего – единство Руси, служение общенациональным интересам. Ко второй половине XVI в. патриотизм приобретает конкретные политические очертания, становится синонимом служения великому князю, а затем – царю. Символом сформировавшегося у людей Смутного времени образа отечества в условиях польско-шведской интервенции, был призыв постоять ?за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё отечество, и за достояние, еже нам Господь дал? [3]. Начиная с XVIII в., в эпоху Петра I, идеалом политического деятеля, прежде всего царя, по новой идеологии является человек, заботящийся об ?общем благе? России. Особое место отводится изучению творчества М.В. Ломоносова -?Верным Российскому уму? на протяжении всей своей жизни. Термин ?патриотизм? вошёл в русский язык именно во второй половине XVIII в., благодаря сочинениям русских просветителей П.А. Левашова, А.Т. Болтова, Н.М. Дмитриева[1]. Мотивы единства, сплочённости народов находят своё отражение в трудах Ф. Прокоповича, В. Татищева, И. Посошкова, во многих работах русских прогрессивных деятелей ХVII-ХVIII веков. Вопрос о патриотизме чрезвычайно широко и остро обсуждался в русской литературе XIX в., гениальными продолжателями дела великого чешского педагога Яна Амоса Коменского были К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский. Повышенное внимание к проблеме патриотизма отмечалось в течение всего периода развития советского государства. В начальный период развития теории педагогической науки (1917–1920-е гг.) педагоги искали пути воспитания патриотизма в верности марксистско-лениниским коммунистическим идеалам, а также в подчинении личных интересов интересам коллектива, общества, государства. Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье. В то же самое время стали возникать идеи реализации функции патриотического воспитания через организации детского самоуправления. В основе системы самоуправления, разработанной А.С. Макаренко лежит социально значимая деятельность детей, конкретные дела, постоянное расширение???сферы деятельности органов детского самоуправления. Идеологические основы отношений в обществе требовали, чтобы А.С. Макаренко большое значение уделял вопросу общественно-политической направленности работы органов самоуправления воспитанников [5]. В 1930–1940-х годах советский патриотизм рассматривался как ?сознательная, целеустремлённая и действенная любовь к социалистической Родине, основанная на глубоком понимании превосходства советского строя над всяким другим, не советским строем?. Кроме того, вплоть до конца 50-х годов в определениях советского патриотизма неизменно присутствовали ?суровая, неистребимая ненависть к врагам Родины?. В начале пятидесятых годов в системе АПН РСФСР была создана специальная лаборатория по изучению и внедрению в практику идей А.С. Макаренко. В 1977 г. признано целесообразным создание в школах ученических ко?митетов, призванных ?содействовать становлению сплоченных коллективов как действен?ных средств идейно-нравственного воспитания личности?. Однако во многих школах учкомы дублировали работу комитетов ВЛКСМ и советов пионерских дру?жин[5]. В данный период появляется формулировка ?коммунистический патриотизм?. Нужно отметить, что в 1980-х и начале 1990-х годов в стране снижается внимание к патриотическому воспитанию. С 1991 г. в каждой школе начался поиск своего пути решения проблемы участия детей в управлении своими коллективами. Из множества разновидностей патриотизма в наши дни можно выделить государственный патриотизм, личностный патриотизм, национальный патриотизм, этнический патриотизм. В современной литературе появился термин ?либеральный патриотизм?, который включает ?любовь и потребность защищать только ту страну, в которой тебе хорошо?. Исследование показывает, что в современных условиях многие положения патриотического воспитания прошлого могут оказать неоценимую помощь в формировании истинного патриотизма в современном обществе. Опрос, проведенный среди учащихся 3-4 классов в текущем учебном году показал, что многие из них плохо осознают свою гражданскую позицию (или вовсе не осознают): не разбираются в государственной символике. Многие дети плохо представляют, как выглядит российский флаг из каких он состоит цветов и в какой они располагаются последовательности. Гимн России (мелодию) считают торжественной песней, не связанной с любовью к Родине и гордостью за нее. Дети также не знают, что изображено на гербе России. Родина для многих ребят – это место, где человек проживает сейчас, а не Отечество, Родная сторона. Похоже, данные выражения вообще не используются ими в обиходе, дети с ними не знакомы… Также с сожалением приходится констатировать, что Конституция РФ для детей не Основной закон, определяющий общественное и государственное устройство, а просто на просто сборник прав и свобод граждан (Вот они последствия того самого ?либерального патриотизма?!). Все это говорит о пробеле в правосознании ребят, а точнее в его почти полной несформированности. Что же делать в данной ситуации, как преодолеть назревшие проблемы в патриотическом воспитании детей в учреждении дополнительного образования в создавшихся социальных условиях. Необходимо принимать срочные меры, чтобы сформировать правосознание учащихся. Если этого не сделать, или ?опоздать?, затянуть данный процесс, то впоследствии, при отсутствии должного воздействия можно столкнуться с проблемой правового нигилизма или даже правового шовинизма молодого поколения. Именно такие социально-опасные явления могут привести общество к кризису, росту уровня преступности и отсутствию у большинства населения уважения к государственной власти, не желанию подчиняться действующей в стране системе законодательства и права. Ведь, как известно, ребенок, не имеющий уважения к своей Родине рискует вырасти социально опасной личностью, с явно выраженными криминальными наклонностями: человек, не знающий прошлого, с пренебрежением относящийся к настоящему, ценностям Отечества, не имеет будущего. Руководствуясь изложенными выше теоретическими разработками отечественных педагогов в области организации и развития детского самоуправления, а также, с целью ликвидации указанных пробелов в патриотическом воспитании учащихся в МАУ ДО ?Народные ремесла? было создано отделение – Детская ассамблея народов Хабаровского края (ДАН ХК) как добровольное общественное объединение, консолидация детей и заинтересованных лиц, как представителей разных национальностей края, осуществляющая свою деятельность при соблюдении прав и свобод, независимо от их расовой, национальной, социальной принадлежности, вероисповеданий и убеждений. ДАН ХК функционирует на основе развернутой педагогической концепции детского самоуправления. В цели создания ДАН ХК входит, в том числе и ?Воспитание патриотизма и гордости за прошлое и настоящее своей родины, уважения к национальным святыням, государственным символам и атрибутам? (п. 2.1.5 Положения о ДАН ХК). ? ?Основные направления?гражданско–патриотического?воспитания в центре ?Народные ремесла? сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе ?Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 гг.?[2]. Духовно - нравственное.? Историко–краеведческое. ? Гражданско–правовое.? Социально–патриотическое.? Военно–патриотическое.? Культурно-патриотическое.? Гражданско-патриотическое воспитание включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. Для младших школьников?ведущей формой деятельности является?игровая. Студии центра: изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство рукоделие, бисероплетение, оригами, батик и т.п., хореография - танцы, музыкальные инструменты - гитара, национальные инструменты коренных малочисленных народов Севера ДВ, лепка, керамика, т.д. позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. ? ?Вторая ступень?(среднее звено). На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют программа??Культура Дальнего Востока с древнейших времен до наших дней?, лектории по?граждановедению. ? ?На?третьей ступени?(старшая школа) определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Интегрированный характер программ?граждановедения, культурологии позволяет приобрести опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.). Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы: - Тематические часы по граждановедению; - Проведение экскурсий по музею МАУ ДО ?Народные ремесла? и посещение музеев города; -Изучение истории своей семьи, семейных традиций; - Изучение народных традиций и обычаев, истории своего края, города, школы; - Кружковая работа; - Проведение плановых мероприятий МАУ ДО ?Народные ремесла?; -Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках; -Участие в конференциях, конкурсах, смотрах. ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ?Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало, и будет занимать центральное место в воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов, создателей идеи, концепции деятельности ДАН ХК – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России. В заключении нашего выступления мы снова приводим слова президента нашей страны, Родины, Великой России В.В. Путина ?Нельзя создать здоровое общество, благополучную страну, руководствуясь принципом ?каждый – сам за себя?, следуя примитивным инстинктам нетерпимости, эгоизма и иждивенчества?[4]. ?Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе? [4]. Список использованных источников: Агеева О.Г. К вопросу о патриотическом сознании в России первой четверти XVIII века // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). – М., 2018. – С.39 Государственный?проект ?Патриотическое?воспитание?граждан?Российской?Федерации? с 01.01.2021 по 31.12.2024 года - Режим доступа. - Официальный сайт компании ?КонсультантПлюс? Дробленкова Н.С. Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная патриотическая письменность / Н.С. Дробленкова. – М.-Л., 1960. В.В. Путин о патриотическом воспитании молодежи // 05?февраля 2021?года?№?02-088/21 . - Режим доступа. - Официальный сайт компании ?КонсультантПлюс? Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. (метиодическое пособие) / М .И. Рожков. [Электронный ресурс. опубликовано 24/03/2012]/ - Режим доступа. - http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
Реализация функции патриотического воспитания детей в новой Российской действительности