Реализация программы развития родного языка и духовно-нравственного воспитания обучающихся младших классов посредством литературных произведений якутских писателей
Борисова Т.М.
Аннотация. В статье излагаются цель, содержание, средства экспериментальной программы. Программа направлена на развитие родного языка, на духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся младших классов. Автор раскрывает роль и значение литературных произведений якутских писателей на духовно-нравственное становление личности ребенка.
Ключевые слова: родной язык, якутские писатели, литературные произведения, духовно-нравственное воспитание, патриотическое воспитание
Актуальность. Департамент государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России издало письмо от 17 июня 2022 года № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном». В целях сохранения и развития якутского языка и литературы в условиях поликультурной и полилингвальной среды было издано Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года № 972 «О региональном центре по изучению, сохранению и развитию родных языков». В рамках данных документов разработана и внедрена программа по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию и развитию родного языка обучающихся младших классов. Предлагаемая программа – одна из попыток, чтобы ответить на вопрос о том, как развивать родной язык, сформировать у обучающихся патриотические чувства, нравственные ценности современного человека. Предлагаемая программа – определенный ориентир. Она вариативна, может быть изменена, дополнена.
Педагогическая аксиология (Б.С. Гершунский, Е.Н. Шиянов и др.), утверждает ценность личности и ценность ее образования в соответствии с ценностями самой личности, ее самосознанием, общечеловеческими и национальными ценностями [7]. Особенно примечательны здесь слова профессора П.И. Пидкасистого: «Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как человек, жизнь, общество, труд, познание, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как совесть, справедливость, равенство, когда само отношение выступает в качестве ценности» [8]. Общим для ученых, разрабатывающих это направление в образовании, является обращение к общественной морали, признание ее роли в воспитании нравственности: «Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести» [8]. Кроме общественной морали для нравственного развития личности огромную роль играет ее собственные ошибки и решения. Выдающийся ученый В.Г. Иванов пишет: «Для нравственного развития личности плодотворнее самому совершить ошибку, ее пережить, прочувствовать и исправить, чем взять готовое, правильное, но не пережитое в собственном опыте решение» [13].
«Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности» [13]. В центре внимания морального самосознания находятся такие базовые ценности, как истина, добро, красота, чувство долга, совесть. Особенно примечательны здесь слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, который писал: «Воспитание – это прежде всего человековедение» [9]. Эту же концепцию утверждает и великий философ И. Кант, который излагал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [12]. Излагая свою этическую концепцию в «Метафизике нравов», Кант рассматривал моральное чувство как восприимчивость к удивлению, и неудовольствию, соотносил его с законом долга. Человек должен «благотворить, то есть по мере возможности помогать людям и содействовать их счастью, не надеясь получить за это какое- либо вознаграждение» [12].
Гегель подчеркивал, что «человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя».
Основным средством реализации программы являются литературные произведения якутских писателей, где отражены богатство и красота языка, философия писателя и идея произведения, включающие патриотизм, мораль, общечеловеческие ценности.
Выдающиеся якутские писатели А.Е. Кулаковский, П.А. Ойунский, творчество которых рассматривается в данном исследовании, признаны литературоведением как основоположники и классики якутской художественной литературы. Художественные произведения и публицистические, научные труды А.Е. Кулаковского и П.А. Ойунского составляют фундамент достижений якутской литературы и общественно-политической мысли на всем протяжении XX и начала XXI вв. Наши современники В.С. Яковлев-Далан и Н.А. Лугинов на рубеже ХХ-XXI вв. внесли свой немалый вклад в развитие якутской прозы и публицистики. Многогранное наследие А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, В.С. Яковлева-Далана и творчество Н.А. Лугинова отличаются национальной выразительностью и вписаны в национальный культурный и исторический контекст. В этой связи вершинные произведения А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, В.С. Яковлева-Далана, Н.А. Лугинова мы рассматриваем как отправную точку в исследовании воплощения идеи национальной идентичности как в идейно-философском, так и в поэтико-художественном аспектах [11]. «В истории якутской художественной литературы наследие А. Е. Кулаковского (1977-1926) имеет особое значение. Наполненность его произведений общественно-политическими идеями, социально-философскими сопоставлениями фактов времени и жизни общества является непревзойденным новаторством автора как создателя новой литературной традиции» [8]. «Общим достижением национальной литературы в первой трети ХХ в. по праву считается формирование норм якутского литературного языка. Вместе с тем с осознанием национальной самобытности художественного слова происходит и вынужденное резкое отделение литературы от наследия классиков как буржуазно-националистического явления (А. Кулаковский, А. Софронов, Н. Неустроев) и как творчества врагов народа (П. Ойунский, Тэки Одулок). Так утверждался новый стиль…» [8]. «Особо значимым достижением следующих десятилетий выступают обращение к жанру романа. Событиями культурной жизни республики становятся публикации романов Эрилика Эристиина (1892-1942), Амма Аччыгыйа, Н. Якутского (1908-1995). Выходят первый и второй варианты классической эпической прозы на якутском языке — романа Амма Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1952). Начинается процесс всероссийского признания якутской литературы» [8]. Якутская поэзия дает исключительную возможность воспринять богатство народной культуры, стремлению высоким идеалам, гуманизму, восхищаться глубокими человеческими чувствами. Цель программы: развитие родного языка, духовно-нравственное, патриотическое воспитание обучающихся. Главная ценность литературных произведений якутских писателей – жизненный опыт писателя, поэта, его жизненная позиция, его философия жизни, выдвинутые проблемы, идеи, ценности. Основаниями программы являются педагогическое представление о слагаемых воспитательного процесса как присвоении витагенного опыта старшего поколения с целью патриотического, духовно-нравственного воспитания, формирования нравственных ценностей обучающимися; максимальное расширение представления о жизни витагенной информацией; поступенчатое разворачивание проблем жизни в ходе реализации модели педагогической технологии; философско-педагогическое представление о жизни как постоянного духовного самосовершенствования, приобщение и приучение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни.
Лейтмотивом программы выступает позитивное отношение к жизни: обучающийся вместе с одноклассниками, педагогом познает жизнь, взаимодействует с жизнью, старается полюбить эту жизнь, реальную, жестокую, прекрасную жизнь, полную проблем, которую вынужден решать человек. Обучающийся на основе педагогических условий приобретает способность осмысленно и осознанно выстраивать свою жизнь в согласии с обществом.
Дополнительное образование особое внимание уделяет самоактуализации личности. Самоактуализация предполагает осознание человеком самого себя в окружающем мире и свободный личностный выбор собственного жизненного пути, достижение внутренней гармонии, реализацию всех способностей и совершенствование духовно-нравственного потенциала.
Ключевым стержнем программы является самосознание человека – носителя и творца культуры, человека как феномен мира, признание человека и жизни наивысшими ценностями. Сквозным элементом на всех этапах воспитательной работы становится концепция «Я», личностный внутренний мир «Я», эмансипированный от других, обретающий свои индивидуальные основы, свое индивидуальное содержание.
Наивысшие ценности жизни в качестве предмета осмысления включены в программу как система по блокам. Такое введение не случайно, ибо проблемы жизни, которые вечно решает человек, напрямую связаны с отношением именно к этим наивысшим ценностям: человек, жизнь, мораль, самосовершенствование.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание выстраивается как логически взаимосвязанный процесс, каждое осознанное принятие ценностей – ступенька верх в духовном и физическом становлении.
Основная задача курса: последовательная реализация гуманистического принципа, в основе которого – занятие во имя развития личности ребенка, духовно-нравственное воспитание, формирование нравственных ценностей, укрепление гуманных отношений к окружающей действительности, развитие внимания к внутреннему миру друзей, обогащения духовного потенциала.
Экспериментальная программа ориентирована на духовное совершенствование и личностное развитие обучающихся. В круг обсуждаемых проблем входят важные вопросы жизни, личности, общества: нравственные отношения с окружающими людьми, этические проблемы, развитие культуры личности, связь морали и человеческой психологии, качества личности, жизненные планы обучающихся. Мы стараемся побудить обучающихся к размышлению о стыде и вине, доверии и обмане, любви и достоинстве и других жизненных проблемах, которые волнуют каждого человека. Рассмотрение этих вопросов является оптимальным для духовно-нравственного воспитания. Нет абсолютной истины, поэтому на один и тот же вопрос, на одну и ту же проблему могут быть разные ответы, бытующие в культуре.
Излагая программу, мы придерживаемся гуманистической позиции. Позиция гуманистического принципа позволяет включить в программу широкий пласт нравственных явлений. Курс изучает идеальные моральные ориентиры, высшие нравственные ценности, имеющие общечеловеческий характер, конкретно-исторические нормы и ценности, которые содержат в себе общечеловеческие ориентиры, сложную диалектику морального сознания и поведения личности, взаимодействие «социальной морали» и индивидуальной морали.
Предполагаемый результат реализации литературного кружка не должен являться жестко фиксированным эталоном, а может обозначать лишь ориентированные траектории личностного роста: признание собственной личности как потенциала непрерывной самоактуализации, креативность, способность самостоятельно интериоризировать духовно-нравственные ценности. В конечном счете главный и единственный субъект нравственного решения и поступка – это индивид, единичный человек.
Исследование. Экспериментальная работа проводится на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25» г. Якутска. Цель: внедрение литературных произведений якутских писателей в образовательный процесс с целью развития родного языка и духовно-нравственного, патриотического воспитания.
В процессе проведения констатирующего этапа выявлялось исходное состояние уровня духовно-нравственного воспитания по ряду параметров, изменение которых будет служить подтверждением или опровержением эффективности внедрения анализа литературных произведений в процесс образования. На втором этапе эксперимента решались следующие задачи: апробировать специально разработанную экспериментальную программу, использовать литературные произведения якутских писателей как средство развития родного языка и духовно-нравственного воспитания.
Основой экспериментального исследования явилось систематическое целенаправленное наблюдение за обучающимися. Методика исследования представляла собой совокупность следующих методов: констатирующий и формирующий эксперименты; педагогическое наблюдение; обобщение личного опыта; беседы; анкетирование; тестирование; опросы.
Целью проведенного исследования была выявление эффективности применения литературных произведений как средства развития родного языка, патриотического воспитания.
Констатирующим экспериментом были охвачены обучающиеся 3 «в» класса МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 25». Общий объем выборки составил 30 обучающихся. На экспериментальном исследовании была использована методика
М. Рокича и Шварца. Методика предназначена для выявления ценностных ориентаций личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону личности, направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Кроме тестирования, был проведен ряд индивидуальных и групповых бесед, что в совокупности с непосредственным педагогическим наблюдением и оценкой помогло определить уровень развития нравственности, патриотизма у респондентов.
Исследование выявило, что обучающиеся экспериментальной группы достаточно разнообразно проводят свой досуг, литература занимает важное место у 12,47 % респондентов, значительное – у 51,06%, незначительное у 28,16%, вообще не читают 3,09% опрошенных.
Большинство респондентов определило уровень знания родного языка как средний (68,54%), 7,22% опрошенных считают его высоким, 30,73% – низким. Одновременно с этим почти 75 % обучающихся сознались, что стихотворения в школе читают по требованию учителя для разучивания наизусть и значительное число программных художественных произведений либо вообще не читали, либо читали, не осознавая содержания, не вникая в суть, автоматически.
Источники
Амонашвили
Ш.А. Личностно-гуманная основа
педагогического процесса
: Установление гуманных отношений в процессе
обучения.-
Минск
: Университетское, 1990.
Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравст
венное развитие личности
: Ценностные ориентации и нравственное развитие личн
ости. – М.: Мысль, 1987.
Батурина, Г.И. Введение в пед
агогическую деятельность
: Процесс воспитания. Формирование системы общечеловеческих и национальных ценностей /
Г.И.Батурина
,
Т.Ф.Кузи
на
.-
М.: Академия, 1999
.
Бурцев, А.А. Якутская классическая лит
ература и современность
: Наследие
А.Кулаковского
в контексте мировой литературы. – Я
кутск:
Бичик
, 2007.
Бурцев
, А.А. На крылатом коне
: Жду я, люди, вашей доброй оценки / А.А. Бурцев, П.В. Максимова. – Якутск:
Сах
аполиграфиздат
, 1995.
Бурцев, А.А. Введение в ист
орию якутской литературы
:
П.Ойунский
и мировая литература. –
Якутск:
Бичик
, 2004.
Гершунский
Б.С. Общечеловеческие ценности в образовании //
Педагогика.-
1992.- № 5-6
Максимова П.В. Якутская литература
XX
века как объект библиографии. Ж. Вестник Бурятского государственного университета.
Пидкасистый
П.И. Педагогика: Ценностное отношение как содержание воспитательного
процесса.-
М.: педаго
гическое общество России, 1998.
Сухомлинский, В.А. О воспитании
. М.: Педагогика, 1973.
Сидоров О.Г.
Воплощение идеи национальной идентичности в якутской литературе. Истоки и эволюция. Автореферат.-2019.
Тобуроков
, Н.Н. Вечный поиск волш
ебства. – Якутск, 1981.
Уткин К.Д. Культура народа
саха
. – Якутск, 1998.
Кант, И. Соч. в шести томах. Т.4
. Ч.2. – М., 1965.
Иванов В.Г. Этика
: Воспитательная функция
морали.-
М.: Питер, 2006.