Ребёнок и общество – этнопсихологический анализ

Поскольку личность - продукт культурной, а не биологической эволюции, то можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает на личность максимальное влияние. Общество способно влиять на личность положительно – развивая её, и отрицательно – подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название «социализация».

Очень многое человек наследует не только от своих далёких животных предков, но и от своих непосредственных предков – родителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детёныши животных, тем не менее, гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы было это иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и симолическому языку.

Социализация должна начинаться в детстве, когда, примерно, на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнуться необратимые процессы. В детстве закладываются фундаменты социализации и в это же время - это самый незащищённый её процесс. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, преодолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же различаются эти два мира? Так ли необходима социальная подготовка перехода из одной среды в другую?

Дети и взрослые различаются:

- ростом

- физической силой

- умственными способностями и умением с выгодой их применять

- отношением к опасностям и риску

- соотношением рассудочных и эмоциональныхкомпонентов

- объёмом приобретённых знаний

- способностью учиться на собственных ошибках

- умением принимать правильные решения в сложных ситуациях

- стремлением брать на себя дополнительную ответственность.

Но главное отличие – выполнение социальных ролей. Дети - единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской/женский пол», «сын/дочь», «племянник» и т.п., которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических и политических статусов или ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов -- круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога. Парламентария и т.д.. Они не знают, что такое ответственность, социальные нормы, хотя о многих из них взрослые рассказывают.

Теоретические и очень приблизительные знания о социальных ролях не позволяют заключать , что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в соответствии с требованиями социальной роли: у них только игровое освоение социального мира.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наиболее доверчив и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта – взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта – родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с поялением первого ребёнка. Действительно, у всех живых существ – от птиц до млекопитающих – родительская забота запрограмирована гинетически. Однако для человека это справедливо наполовину. Родительство прежде всегосоциально приобретаемое отношение. Практически только у людей детей намеренно подкидываюи или передают под опеку государства. Только человек придумал социальные учреждения для беспризорных детей и систему санкций, с помощью которых либо наказывают, либо поощряют за соблюдение отношений родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся источникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, продавали в рабство, закладывали, калечилиерроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправдывали самые просвещенные умы человечества. Древнегреческий учёный Аристотель считал, что детей-калек кормить вовсе не обязательно, а древнегреческий мыслитель Сенека предлагал топить и слабых и уродливых младенцев. Древние спартанты расправу над физически слабыми детьми возвели в ранг государственной политики. Задолго до них перврбытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит сообщениями о побоях, издевательствах, родительском деспотизме и равнодушии к детям. Русский домострой - свод житейских правил и наставлений Х1Х века – проникнут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве, жаловаться на родителей. Убийство ребёнка каралось годичным заключением, а убийство родиеля - смертной казнью. Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до ХХ века, практически, отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротивыла крайне преувеличина ответственность детей перед родителями. Таким образом, на протяжении почти всей истории человечества наблюдалась ассиметрия в отношениях между детьми и родителями: ответственность одних была преувеличина, ответственность других принижена.

Только в ХХ веке произошёл перелом в отношениях родительства. Они вернулись в естественное для природы человеческое русло. Принцип партнёрства и взаимной ответственности включён в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в семье к тому времени сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а дети, в свою очередь, ради будующих детей, вернуло человечество в русло гуманистических ценностей, и восстановила естественную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество создало в отношениях родительства сложные системы ценностей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социального контролья (телесные наказания, отлучение от наследства, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их ещё называют тинейджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление зрелости), несущие определённые психологические сдвиги: влечение к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчёркнутое стремление к независимости и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны подчёркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодёжной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными неготивными чесртами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому неповиновению родителям. Если раньше они смотрели на мир глазами своих родителей, то в подростковом возрасте они ведут как бы двойной счёт: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частична со взглядом сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие – этажи. Осознание своего «я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «я». Гипертрофируемая самостоятельность находит выражение в подчёркнутой резкости собственных оценок: для многих тинейджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизеологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинейджеров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему не совместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, защитники ит.д., а тинейджеры экономически несамостоятельные, они всё ещё требуют социальной защиты и не выступают участниками правоотношений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями. Производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинейджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается исходное противоречие.

В связи с этим психологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров - меньшем в объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностями, тинейджеры сталкиваются с такими глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это делают взрослые, дети и старики. Но главное не в количестве, а качестве ошибок, серьёзности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие тинейджеры бросают школу, в результате чего нарушается естесственный процесс социализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда.

Учёные полагают, что сексуальная распущенность, злоупотребление алкоголем и лихачество не что иное, как попытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «не взрослым», потому что не способствует достижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодёжь разбивается на несколько поколений, Она уже выступает, как прежде, единым поколением. Противостоящим старшему поколению. Внутри молодёжи противоборствует и существует несколько поколений, исповедающих разные идеалы, ценности, неодекватные нормам и ценностям другого. Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослую жизнь возникает множество проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт, либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она представляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них социальную защиту и эмоциональную принадлежность, в которой они нуждаются как ещё неполные взрослые.

Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Сверстник - не только образец, но и помощник, и участник его деятельности. Потребностью в самоутверждении можно объяснить и многие факты нарушения норм и правил поведения так называемыми трудными подростками. Потерять авторитет в глазах товарищей, уронить свою честь и достоинство— это самая большая трагедия для подростка.

Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого .Общение - основа межличностных отношений, которые являются наиболее приоритетным видом общения у подростков. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях, - индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Оптимальные межличностные отношения являются залогом полноценного формирования у человека психических процессов, психических свойств и функций, а также развития личности в целом. Межличностные отношения развиваются на протяжении всего периода детства; на каждом этапе развития они обладают рядом характерных свойств, присущих определенному возрасту.

В подростковом возрасте складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Выполняя одну и ту же общую социализирующую цель, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и регулирующим их нормам. Для подростков большую значимость приобретают отношения со сверстниками, так как у них явно прослеживается стремление к самостоятельности, самовыражению, равнопартнерским отношениям. Это стремление, свои актуальные интересы и потребности ребенок может удовлетворить в полной мере только в общении со сверстниками, в процессе межличностных отношений с ними.

Таким образом, можно утверждать, что взаимодействие взрослых с подрастающими детьми, начиная с самых ранних форм общения с ребенком и создания для него комфортных условий существования, является основным механизмом ранней социализации, формирования этнокультурных стереотипов и этнической идентичности личности.

Группа сверстников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая А.О. Социальная психология. – М.: “Аспект Пресс”. Москва, 2000.

Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Учеб

.

п

особие. М.: Ин-т психологии РАН "Академический проект", 2008.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Издательство Московского Университета, 1980. 

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988.