* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Ребенок, родители, родители и я - команда

Автор: Учитель – логопед Пай Е.В.

О взаимодействии воспитателя и логопеда и родителей говорят и пишут многие, эта тема совсем не нова. Но на наш взгляд она не потеряла своей актуальности, а зазвучала по новому в связи с введением ФГОС.

В совместной работе педагога и учителя – логопеда нами учитываются следующие принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьёй;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования.

Определив цель совместной работы, мы тесно взаимодействуем   в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулируем речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Ставим следующие задачи:

создать модель коррекционно-развивающей деятельности психолога и логопеда и обозначить их основные направления взаимодействия;

разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка и коррекции речевых нарушений.

Соблюдаем основные принципы взаимодействия:

- системность;

- комплексность;

- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

- адекватность требований и нагрузок;

- индивидуализация темпа работ.


 Решаем следующие задачи:

- учитель - логопед

Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

-психолог

Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики и развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Формирование предпосылок учебной деятельности.

Обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в условиях нововведений.

Совместные направления работы

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- Аналитическое (мониторинг результатов);

- консультационно – профилактическое (консультирование, просвещение педагогов и родителей).

 

Диагностика направлена на определение уровня речевого и психического развития ребенка; выявление факторов риска, на основе полученных результатов.

Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ребенка.
 В нашем Реабилитационном Центре, совместно учителем-логопедом и психологом проводятся бинарные занятия с детьми с различными нарушениями в развитии. Бинарные занятия дают возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность. Такое построение занятий, позволяет специалистам решать следующие задачи: 

установить контакт с ребенком через взаимодействие психолога и ребенка, поскольку часто дети с особенностями в развитии не идут на контакт с посторонними людьми, психолог, обладая необходимыми знаниями, может помочь учителю-логопеду в установлении контакта с ребенком, таким образом, создавая условия для дальнейшей коррекционной работы;развивать внимание ребенка - психолог, используя различные упражнения, развивает устойчивость и концентрацию внимания ребенка, что в свою очередь необходимо для эффективной работы учителя-логопеда;

развивать речь и мышление ребенка – учитель-логопед в ходе совместного занятия с психологом, использует различные игры и упражнения на развитие дыхания, артикуляционного аппарата. Все это способствует развитию речи ребенка, а как известно, речь и мышление человека тесно взаимосвязаны. Развитие речи приводит к развитию мыслительных процессов ребенка, таким образом, задачи стоящие перед психологом и логопедом, тесно переплетаются и их решение способствует наиболее эффективному процессу реабилитации детей с особыми образовательными потребностями.

Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка. Предполагается разработка критериев динамики развития ребенка, с учетом выделенных факторов риска и выделить основные критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.

Консультативная поддержка педагогических работников и родителей решает вопросы инклюзивного образования, повышает уровень компетентности в области речевого и психического развития детей. Проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей помогает родителям и педагогамграмотно взаимодействовать с детьми, эффективно строить коррекционно - развивающую работу.

Таким образом, согласованность и взаимодействие воспитателей и учителя - логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, повышается уровень знаний педагогов, компетенции родителей в области дошкольной  коррекционной педагогики.

Список используемой литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.

2. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. – № 6.

3. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – М., 1998.