Речевые игры на развитие связной речи с детьми дома.

Цель:

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;

- Повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

«Хорошо - плохо»

Цель: познакомить ребенка с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Материал: мяч.

Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.

Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

«Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

На столе расположены предметы в определенной последовательности.

Взрослый: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они расположены. Потом,

когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, должен

внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмет

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.

Ход игры:

1 Почему птицы улетают на юг?

2 Почему наступает зима?

3 Почему ночью темно?

4 Почему зимой нельзя купаться в реке?

5 Почему летом жарко?

6 Почему медведь зимой спит?

7 Почему заяц зимой белый?

8 Почему дома нельзя играть с мячом?

9 Почему из трубы идет дым?

10 Почему в доме делают окна?

11 Почему листья на деревьях появляются весной?

«Потому что…»

Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.

Ход игры:

Рассуждения и ответы на вопросы:

«Я мою руки потому, что…»

– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.

Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой

вопрос»

Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

– Объясни, почему кошка недовольна?

«Если бы...»

Цель: развивать у ребенка связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез,

прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры:

Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

«Нарисуй сказку»

Цель: Развивать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при

рассказывании.

Ход игры:

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким

образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым

потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку

помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе

с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные

повороты сюжета.

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Развитие свободного рассказывания.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы

попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Опиши-угадай»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на

тему, предложенную взрослым. Развивать монологическую форму речи.

Ход игры:

Ребенок должен описать внешний вид другого члена семьи, а взрослые должны назвать, о

ком говорил их ребенок.