Речевые игры на развитие связной речи с детьми дома.
Цель:
- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;
- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.
«Хорошо - плохо»
Цель: познакомить ребенка с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
Взрослый: посмотри внимательно на предметы, запомни, как они расположены. Потом,
когда ты отвернешься, я что-то изменю. Когда ты повернешься обратно, должен
внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало
– Рассказать о месте, где он стоял
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.
Ход игры:
1 Почему птицы улетают на юг?
2 Почему наступает зима?
3 Почему ночью темно?
4 Почему зимой нельзя купаться в реке?
5 Почему летом жарко?
6 Почему медведь зимой спит?
7 Почему заяц зимой белый?
8 Почему дома нельзя играть с мячом?
9 Почему из трубы идет дым?
10 Почему в доме делают окна?
11 Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
Цель: развивать у ребенка связную речь, мышление.
Ход игры:
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой
вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
«Если бы...»
Цель: развивать у ребенка связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез,
прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры:
Взрослый предлагает ребенку пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Нарисуй сказку»
Цель: Развивать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при
рассказывании.
Ход игры:
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким
образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым
потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку
помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе
с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные
повороты сюжета.
«А я бы…»
Цель: развивать творческое воображение. Развитие свободного рассказывания.
Ход игры:
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы
попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Опиши-угадай»
Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на
тему, предложенную взрослым. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры:
Ребенок должен описать внешний вид другого члена семьи, а взрослые должны назвать, о
ком говорил их ребенок.