Пояснительная записка

Тема: Речевые ошибки. Изучение и анализ основных типов речевых ошибок.

Цели:

Изучение и анализ основных типов речевых ошибок.

Определение причин возникновения речевых ошибок.

Разработка методов и стратегий для предотвращения и коррекции речевых ошибок.

Повышение уровня речевой культуры и грамотности.

Задачи:

Провести обзор литературы по теме речевых ошибок.

Классифицировать речевые ошибки по типам и причинам возникновения.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня осведомленности о речевых ошибках среди учащихся

Улучшение речевой культуры и грамотности в образовательной среде.

Выполнил: Иванова С.И.

Речевые ошибки

Вид ошибки

Примеры

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

Они были шокированы прекрасной игрой актеров. (восхищены.)

2. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом

Ваше отношение к этой проблеме не поменялось. (изменилось.)

3. Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении А.С.Пушкин применяет градацию. (последнем.)

4. Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

(в иную сторону.)

5. Неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов

Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. (постоянно.)

6. Неоправданное употребление просторечных слов

Таким людям всегда удается объегорить других. (обмануть.)

7. Нарушение лексической сочетаемости

М.Ю. Лермонтов использует художественные особенности. (средства.)

8. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передаёт нам с помощью художественных приёмов.

9. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

10. Неоправданное повторение слова

Герой повести не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного

11. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу

12. Неудачное употребление местоимений

У меня сразу же возникла картина в своём воображении

Задание. Укажите речевые ошибки, отредактируйте предложения.

1) Бóльшая половина учащихся из нашего класса собирается поступать в институт.

2) Сейчас наблюдается буйный рост нашего кино. 3) Его рекорды помнят только отъявленные любители спорта. 4) Выпас собак за пределами данной территории запрещается. 5) Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки. 6) Недалеко продаётся пожилой, но ещё крепкий дом. 7) Студенты нашей группы в этом полугодии добились ухудшения успеваемости. 8) Бóльшая часть учебного времени для многих проходит бесплодно. 9) Вышеперечисленный металл на завод не поступил.

10) Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 11) Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде. 12) Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. 13) Есть и ещё одно объяснение столь урожайного счёта на этом матче. 14) Наш герой не растерялся и тут же принял это скоропостижное решение. 15) Из путешествия по Италии я всем родным привезла памятные сувениры. 16) Песни он начал писать ещё в глубокой юности.

КЛЮЧ:

1) бóльшая часть

2) бурный рост

3) истинные любители

4) выгул собак

5) запрещено устраивать

6) давно построенный, но ещё крепкий дом

7) показали ухудшение успеваемости

8) проходит безрезультатно

9) вышеуказанный металл

10) делать замечания

11) вырубка деревьев

12) грандиозное / масштабное / существенное улучшение условий жизни

13) крупного счёта

14) скоропалительное решение

15) привезла сувениры или памятные подарки

16) в ранней юности