МОУ «Начальная школа – детский сад д.Марково».
Тема: «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка»
учитель начальных классов
Овчинникова Т.Ф.
2024 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………стр. 3
Основная часть…………………………… стр. 4
Заключение…………………………………стр. 6
Введение
**********
Термин «рефлексия» подразумевает обращение сознания ребёнка на себя самого, попытка понимания и анализа своих чувств, мыслей, мотивов поступков.
В младшем школьном возрасте у ребят начинает совершенствоваться накопленный ранее познавательный опыт: желание что-то разобрать или сломать, теперь, переформировывается в любознательное разобраться самому, как это устроено. Дети любопытны по своей природе, развивающийся мозг, жадно впитывает в себя информацию из окружающего мира, ребёнок быстро учится. Также, этому возрасту свойственно усиление контроля сознания над поведением, активирования процессов торможения сиюминутных желаний, развиваются элементы силы воли.
Любая жизненная, как и многие учебные ситуации многополярны в своей характеристике. Чтобы увидеть способ решения проблемной ситуации, надо выйти из этой ситуации, «посмотреть» и анализировать ее со стороны. Этому же учит восточная мудрость. Сомнение в правильности решения – это способ изучить проблему с другой стороны.
Владение человеком рефлексивными умениями – необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить своих детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий (поступков), построению мыслительных конструкций, собранной и изученной информации. Все это создает основу развития рефлексии. Этим умениям нужно научить наших детей, чтобы они могли правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии.
По мнению В.Г. Богина, «для того чтобы ученик начал рефлектировать, необходимо создать такие условия, когда всячески поощряется и стимулируется его выход в рефлексию, обращение его к своему внутреннему миру, своему опыту. Суть выхода в рефлексию (или, как принято говорить, в рефлексивную позицию) заключается в следующем: индивид прекращает привычный способ деятельности (мыследеятельности), перестает действовать (в широком смысле этого слова – т.е. осуществлять практическую деятельность, мыслить, коммуницировать) и как бы "отходит в сторону", выходит за пределы "пространства" этой деятельности в какое-либо другое из трех вышеперечисленных и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом рассмотрения, что позволяет ее "увидеть" по-новому (а иногда и вообще впервые увидеть) и начать анализировать. Рефлексия начинается с того момента, когда фиксируется некоторое «незнание», появляется «знание о незнании».
Без освоения навыков рефлексии невозможна никакая продуктивная деятельность, в том числе и проявление душевных качеств личности, становление духовно-нравственных принципов и мировоззренческих основ.
Важно успеть, вовремя вложить в сознание взрослеющего человечка духовно-нравственные ценности, такие как патриотизм, любовь к родному городу, доброжелательность, уважение ценностей, принятых в окружающем обществе, уважение носителей других верований - их культур и религиозных традиций, коммуникабельность, ответственность, умение отвечать за свои поступки, принятие здорового образа жизни.
Социализация школьника в современном государстве, где проживают представители множества религий, во многом зависит и от школы, в которой обучается ребёнок, что располагает к тесному сотрудничеству школы с семьёй школьника. Обсуждая на родительских собраниях будущую программу «Обучения основам религиозных культур и светской этики», следует учитывать амбивалентность (двойственность) ситуации: представители национальных меньшинств, приехав из, фактически, другого мира, стремятся сохранить свои религиозные ценности, а с другой стороны, они вынуждены общаться с людьми, имеющими иную веру, развивать взаимопонимание, строить цивилизованные взаимоотношения.
По заверениям Общественной палаты, из шести модулей школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики», апробированных в некоторых Российских регионах
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы православной культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы светской этики»,
ученику должен быть предоставлен выбор, какая религия для него ближе всего (по согласованию с родителями). Особо нужно отметить, чтобы родители учеников старались проявлять толерантность друг к другу и не осуждали другие религии в домашней обстановке, по крайней мере, в присутствии детей.
Некоторые учителя считают, чтобы не возникало проблем между учениками и их родителями на почве религиозных разногласий, четыре модуля по основным религиям желательно вести в качестве факультативов с преподавателями, представляющими ту или иную религиозную конфессию: православие – батюшка в чине не ниже дьякона, иудаизм – раввин или кантор, ислам – муфтий, буддизм – привлечь монахов-буддистов. Две нейтральные темы, может преподавать учитель истории, так как основы мировых религиозных культур и основы светской этики не требуют углублённых религиозных знаний.
Заключение
************
На основах религиозных культур ребёнок учится состоянию осмысленной духовности, овладевает умением слушать и слышать партнера, высказать свое мнение; что, в дальнейшем, позитивно сказывается на его развитии. Постепенное осознание устойчивых духовных потребностей, формирует нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность.
Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства ответственности за свои дела, умение дать оценку своим действиям и поступкам окружающих. В личностном плане у детей проявляются такие качества, как отзывчивость и внимание к другим людям, ребёнок начинает анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.