РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ СО СЦЕНАРИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Педагог дополнительного образования – Новойдарская А.А.
В настоящее время наше общество нуждается в разносторонне развитых, образованных молодых людях. Театр развивает творческую сторону личности ученика, даёт ему возможности раскрыться. Сложность заключается в том, чтобы найти подход к каждому участнику постановки и понять, что же больше подойдет для него.
Кроме подготовки детей к представлению имеется ряд задач, которые должен выполнить педагог самостоятельно. Основой для подготовки и проведения любого театрализованного представления является специально написанный сценарий для определенного события, праздника. Сценарий является основой для будущего представления и от проработки каждого нюанса зависит успех всего действа.
В сценарии необходимо указать:
Д
ействующие лица;
Место сюжета;
Оформле
н
ие сцены
;
Место проведения
;
Включение музыки в сценарий;
Включение в сценарий световые эффектов;
Правильное оформление диалога и сценария.
Для того, чтобы соединить художественный и документальный материал (фотографии, кинокадры, факты, выступления реальных людей) сценаристу помогает удачно найденный сценарно-драматургический или режиссерский ход.
Драматургический ход – это способ интеграции документального и художественного материала путём его образного переосмысления под углом определённой темы. Драматургический ход связывает между собой эпизоды сценария единым действием, выстраивает это действие в определенной последовательности, развивает его так, чтобы было разрешение конфликта.
Сценарно-режиссёрский приём – это те или иные формы реализации материала, подбор выразительных средств. Режиссёр находить яркую, образную подачу тему театрализованного действия.
Наиболее распространенные в практике типы сценарных ходов:
- съёмка кинофильма;
- телевизионные передачи;
- форма общественной деятельности; митинг, собрание, рапорт, диспут;
- художественное произведение (сказки, мультфильмы);
- фольклорные формы – обряды, ярмарки, балаганы, хороводы;
- оживший журнал, газета, с использованием различных жанров публицистики – репортажи, интервью, фельетоны, хроники событий;
- использование реальных и символических форм техники и оптических приборов: машина времени, колесо времени, проекционная аппаратура, телеэкран и др.;
- виды транспорта: самолёт, корабль, вездеход, «ковёр – самолёт;
- литературное произведение;
- конкурсы, кастинги;
- спортивные формы (тренировки, спортлото, соревнования, олимпиады и др.).
За основу театрализованного представления иногда берется сюжет фильма, сказки, детской книги, мультфильма.
Специфической особенностью сценария театрализованного представления является заявленный в сюжете конфликт, проявляющийся в поступках, действиях героев. Без конфликта - нет развития. Без развития – нет интриги повествования. Все конфликты должны разрешаться, этого ждет и зритель.
Далее проводим следующие этапы работы:
Определение конфликта;
Правильное распределение материала с учетом сюжета, требований законов композиции драматического произведения.
Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить развитие всего действия, его нарастающую силу. А после того, как конфликт определен, можно распределять имеющийся у сценариста материал в соответствии и с замыслом, и с сюжетом, и с учетом требований. В представление можно включить художественный материал, не только подобранный сценаристом, но также и тот материал, который уже имеется у коллектива. Благодаря этому представление будет более наполненным, запоминающимся и интересным.
С замысла сценариста начинается всё. Он определяет для себя тему, далее – какую идею он хочет передать через данную работу (его убеждение), и, наконец, каков будет конечный результат (какова конечная цель).
После сбора художественного и документального материала, приходит очередь следующего этапа работы над сценарием - распределение сюжета на эпизоды в соответствии с композиционной структурой.
У каждого эпизода есть свое начало и конец (завершение). Важно распределить их соответственно требованиям логики развития конфликта.
Определение событийного ряда всего действия. Образуется цепочка событий – «событийным ряд». В каждом эпизоде должно быть свое наиболее важное событие. Всё должно подчиняться законам драматургии и не отступать от них. Самое яркое событие должно соответствовать кульминации. Не каждый поступок героя театрализованного представления событием.
Определение главных действующих лиц, продумывание характеров каждого героя, продумывание поступков в соответствии с единым событийным рядом.
Обработка текста. После того, начинается работа над диалогами и монологами героев. Происходит отбор наиболее ярких описательных фраз героев, которые, в свою очередь, могут охарактеризовать их. Если существует много описаний – их лучше сократить. Лучше всего перевести их в действия героев на сцене.
Дети любят яркие зрелища, больше всего привлекает внимание и запоминается эмоционально-окрашенное действо. Сценаристу необходимо максимально разнообразить и приемы, и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей.
Одним из важнейших этапов является проверка представления на зрителях. Руководитель со своей творческой группой в процессе подготовительной работы может не обратить внимания какие-либо нюансы. Зритель своей реакцией помогает расставить новые акценты в работе.
Очень важным приемом является введение в сценарий активизации зрителей. Для того чтобы зритель стал участником представления его нужно вовлечь в действие, т.е. сделать его исполнителем.
Способы активизации зрительской аудитории:
1.«Подсадка».
Суть приема: среди зрителей находятся «свои люди», которые из зала задают вопросы ведущим и другим действующим лицам праздника, вступают с ними в полемику, побуждая тем самым к активным действиям аудиторию.
2. Ритуальные или церемониальные действия.
Суть приема: моменты вноса и выноса знамени, принятие клятв, минута молчание, зажжение и эстафета огня, поднятие и спуск знамени, возложение цветов, венков и др.
3. Игровое действие.
Суть приема: при подборе и включении игр необходимо исходить из конкретной аудитории, необходимо различать игру по ее специфике и характеру, различные виды игрового поведения (состязание и подражание).
4. Коллективные выступление, рапорты, переклички.
Суть приема: Выступление местных, узнаваемых героев (ветеранов труда, войны и т.д.). Придает празднованиям особую эмоциональность и теплоту, выступления очевидцев того или иного события, выступления значимых персон города.
5. Шествия и коллективные выходы (виды реального действия).
6. Прием «длинных шнуров».
Суть приема: разговор-интервью с сидящими в зале зрителями.
7. Коллективное пение.
Суть приема: усиливает ощущение единства, является стимулятором активности аудитории. Для этого необходимо позаботится о том, чтобы текст песен был доступен всем (текст можно напечатать, написать, выставить на сцену плакаты с текстами песен), запевалами должны быть участники хорового коллектива, продумать сюжетную линию, которая позволит сидящим в зале, участвовать в действиях, происходящих на сцене.
Подлинная суть театрализации в - в создании единого «сквозного действия». Исходя из замысла сценариста, актер выполняет поставленные перед ним разнообразные задачи.
«Сквозное действие» (К.С. Станиславский) - это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие - это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли.
Прием театрализации, как было уже отмечено, ориентирован на создание, единого сквозного действия. Трудно представить себе досуговую программу без активной и своеобразной театрализации. Разумеется, нужно не забывать о разности специфик той или иной формы.
Оформление представления: декорации, театральный костюм, грим, бутафория.
Музыка. Музыкальное оформление должно быть подобрано согласно задумки, реализации и возможностей данного действа. Своевременность исполнения. И, самое главное, музыкальное сопровождение должно соответствовать времени и миру представления.
Световые эффекты.
Световые сценические эффекты - это эффекты имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения; или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции.
Использование света в театрализованном представлении зависит от места ее проведения. Если мероприятие проходит в зале, где есть сцена, то это огромное поле для деятельности в использовании световых эффектов, при условии наличия световой аппаратуры. Если же представление проводится на улице, то здесь кроме естественного света мы ничего не используем. При помощи «пистолета» (осветительный прибор) можно высветить отдельного героя.
По характеру впечатлений световые эффекты подразделяются на стационарные (туман, звезды, молния, луна) и динамические (снегопад, взрывы, волны,).
В работе при подготовке сценария необходимо не забывать о замысле всего произведения, важно правильно «дозировать» те или иные элементы, чтобы действо выглядело реалистично и динамично. От грамотно проработанного сценария зависит большая часть успеха всего представления.