* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 12pt; font-style: italic;} h2 {font-size: 16pt;} h4 {font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h7 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} h8 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 16pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Заголовок 7 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 8 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Body Text {font-size: 12pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Normal (Web) {font-size: 12pt;} .Body Text 2 {font-size: 12pt;} .Основной текст 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text 3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Основной текст 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Body Text Indent {font-size: 12pt;} .Основной текст с отступом Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text Indent 2 {font-size: 14pt;} .Основной текст с отступом 2 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .Body Text Indent 3 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Основной текст с отступом 3 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Subtitle {font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Подзаголовок Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 18pt; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;}

МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ»

ДОКЛАД

««Решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся»»

Выполнила:Шестакова

Елена Васильевна

учитель географии

высшая квалификация

2024г.

География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов. Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.

«Велика и поразительна область географии, - писал Н.В. Гоголь. – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!». Последнее время интерес к географии немного поубавился. Основные предметы это русский язык, математика, а география так, предмет по выбору. Но уж коль мы являемся учителями географии, то свой предмет мы любим и уважаем и должны сделать всё, чтобы и наши дети к нему так же относились.

География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.

Цель моей работы:

- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.

Задачи:

рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность;

показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний.

В первый месяц, когда ко мне приходят пятиклассники, я провожу с ними анкету, чтобы выяснить детей с каким уровней познавательного интереса в классе больше (высокого, низкого или среднего), практически каждый учитель по результатам анкетирования это для себя выяснит.

Анкета

Современный урок стал

гибким, разнообразным по целям и задачам,

вариативным по формам и методам преподавания,

насыщенным по использованию новейших технических средств.

Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.

При подготовке к ОГЭ, я всегда говорю детям, что карта –Это официально разрешённая подсказка, большую часть ответов вы сможете взять оттуда.

Отличительные черты современного урока

Организация деятельности

обучающихся.

-Создание познавательной атмосферы.

Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:

-Взаимодействие учителя с обучающимися.

Необходимо обеспечить:

учебное сотрудничество, атмосферу комфорта;

самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока;

высокая степень речевой активности обучающихся.

(последнее время наши дети разучились говорить)

Я хотела бы представить вашему вниманию из опыта своей работы, что я использую с обучающимися 5-7 классов. Почему именно этих классов? Если мы привьём познавательный интерес к детям среднего звена, то в старших классах у нас будет меньше проблем.

Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации

  Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Кластер – графический прием систематизации материала

Моим детям такая технология очень нравится, материал запоминается намного проще и легче.

Синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.

Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из 5 строк, которое пишется по определённому плану.

1.Тема называется одним словом (существительное)

2. Описание темы в двух словах (прилагательное)

3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия)

4. Это фраза из 3 - 4 слов, показывающая отношение к теме

5. Синоним из одного слова

Техника активно-продуктивного чтения

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи

Вертикальные кроссворды

Учащиеся сами составляют кроссворд, подбирая, слова-ассоциации с основным словом и придумывают вопросы к кроссворду.

Преимущества вертикальных ассоциативных кроссвордов налицо:

1.Не нужно составлять таблицу кроссворда, т. е рисовать кроссворд, достаточно тетради в клеточку или полоску; (Кроссворд получается аккуратный);
2. Не нужно считать буквы при выборе ответа;

3. Основное слово и подбор ассоциаций к нему, или ответы на вопросы вызывают интерес и облегчают решение кроссвордов.

4. Легче усваивается тема урока, так как формируется ассоциативное мышление у учащихся.

Американский педагог Бенджамин Блум - автор нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Вот такой он у нас немножко потрёпанный, менять его приходится частенько.

Прием техники активного чтения - «Дай определение» заключается в том, что учащиеся анализируют прочитанный текст, выписывают слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом и дают им определение.

Широко применялось, когда мы были на дистанте, но наши дети умные, зачем искать в учебнике, можно взять в интернете, и получилось Кэлпи- австралийская постушечья собака стала шотландским водяным духом.

У каждого учителя есть своя копилка и продолжать можно ещё долго.

И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.

Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Урок должен быть пронизан творчеством

и вместе с тем оставаться уроком.

С.И.Гессен –русский философ, педагог.

Спасибо за внимание!