МОУ ИРМО «Ширяевская СОШ»
ДОКЛАД
««Решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся»»
Выполнила:Шестакова
Елена Васильевна
учитель географии
высшая квалификация
2024г.
География, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Процесс формирования познавательного интереса к предмету география и его взаимосвязь с успеваемостью происходит под влиянием многих факторов. Одна из удивительных сторон географии заключается в том, что в детстве каждый ребенок переживает период увлечения географией. Вопрос в том, насколько нежно и прочно сможет учитель подхватить этот детский порыв и пронести его через школьные годы.
«Велика и поразительна область географии, - писал Н.В. Гоголь. – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!». Последнее время интерес к географии немного поубавился. Основные предметы это русский язык, математика, а география так, предмет по выбору. Но уж коль мы являемся учителями географии, то свой предмет мы любим и уважаем и должны сделать всё, чтобы и наши дети к нему так же относились.
География как учебный предмет имеет богатые возможности для развития социальной компетентности школьников. При этом наиболее значимые показатели социальной компетентности: интеграция профессиональных и социально значимых знаний и придание им практикооринтированного характера, сформированность навыков общения с другими людьми и т.д. основываются на умении самостоятельно добывать знания, их творчески перерабатывать, использовать как орудийные средства при решении различных задач, что, в свою очередь, выступает в качестве показателей познавательного интереса.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса.
Цель моей работы:
- Показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижений творческих способностей учащихся.
Задачи:
рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность;
показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний.
В первый месяц, когда ко мне приходят пятиклассники, я провожу с ними анкету, чтобы выяснить детей с каким уровней познавательного интереса в классе больше (высокого, низкого или среднего), практически каждый учитель по результатам анкетирования это для себя выяснит.
Анкета
Современный урок стал
гибким, разнообразным по целям и задачам,
вариативным по формам и методам преподавания,
насыщенным по использованию новейших технических средств.
Проведение урока географии невозможно без широкого набора средств обучения. Ни один другой предмет столь разнообразно и многопланово не использует карту как средство обучения. Анализируя содержание карт, учащиеся развивают приемы логического мышления, устанавливают связи между явлениями, выявляют причинно-следственные связи и т.д. В результате содержание материала становится понятным, а значит, интересным.
При подготовке к ОГЭ, я всегда говорю детям, что карта –Это официально разрешённая подсказка, большую часть ответов вы сможете взять оттуда.
Отличительные черты современного урока
Организация деятельности
обучающихся.
-Создание познавательной атмосферы.
Эффективность зависит от продуктивных видов деятельности:
-Взаимодействие учителя с обучающимися.
Необходимо обеспечить:
учебное сотрудничество, атмосферу комфорта;
самостоятельная работа обучающихся на всех этапах урока;
высокая степень речевой активности обучающихся.
(последнее время наши дети разучились говорить)
Я хотела бы представить вашему вниманию из опыта своей работы, что я использую с обучающимися 5-7 классов. Почему именно этих классов? Если мы привьём познавательный интерес к детям среднего звена, то в старших классах у нас будет меньше проблем.
Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации
Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы; вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы, по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.
Кластер – графический прием систематизации материала
Моим детям такая технология очень нравится, материал запоминается намного проще и легче.
Синквейн - это малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций.
Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из 5 строк, которое пишется по определённому плану.
1.Тема называется одним словом (существительное)
2. Описание темы в двух словах (прилагательное)
3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия)
4. Это фраза из 3 - 4 слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова
Техника активно-продуктивного чтения
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи
Вертикальные кроссворды
Учащиеся сами составляют кроссворд, подбирая, слова-ассоциации с основным словом и придумывают вопросы к кроссворду.
Преимущества вертикальных ассоциативных кроссвордов налицо:
1.Не нужно составлять таблицу кроссворда, т. е рисовать кроссворд, достаточно тетради в клеточку или полоску; (Кроссворд получается аккуратный);
2. Не нужно считать буквы при выборе ответа;
3. Основное слово и подбор ассоциаций к нему, или ответы на вопросы вызывают интерес и облегчают решение кроссвордов.
4. Легче усваивается тема урока, так как формируется ассоциативное мышление у учащихся.
Американский педагог Бенджамин Блум - автор нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Вот такой он у нас немножко потрёпанный, менять его приходится частенько.
Прием техники активного чтения - «Дай определение» заключается в том, что учащиеся анализируют прочитанный текст, выписывают слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом и дают им определение.
Широко применялось, когда мы были на дистанте, но наши дети умные, зачем искать в учебнике, можно взять в интернете, и получилось Кэлпи- австралийская постушечья собака стала шотландским водяным духом.
У каждого учителя есть своя копилка и продолжать можно ещё долго.
И, наконец, чрезвычайно широко практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно.
Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.
Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком.
С.И.Гессен –русский философ, педагог.
Спасибо за внимание!