РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ САМОЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ТАНЦЕВАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Ярош Д.С
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, dashyta-yarosh@mail.ru
Ключевые слова: самоэффективность, младший школьный возраст, формирующий эксперимент, развитие, эффективность психолого-педагогических условий, танцевальная деятельность.
Аннотация. В статье рассматривается проблема самоэффективности личности, актуальность развития данного личностного качества у детей младшего школьного возраста в танцевальном коллективе. Представлены результаты формирующего психолого-педагогического эксперимента на базе ансамбля танца "Багульник" с детьми младшего школьного возраста г. Комсомольска н/А по развитию их самоэффективности через обучение танцу. Раскрыто содержание психолого-педагогической работы, а также анализ эффективности формирующего эксперимента с подтверждающими статистическими расчетами. Показаны условия развития самоэффективности в младшем школьном возрасте посредством танцевальной деятельности с возможностью переноса данного личностного новообразования в другие виды деятельности.

Проблему самоэффективности личности в мировой психологической науке начали изучать сравнительно недавно. Впервые эту тему описал в своих работах знаменитый ученый Альберт Бандура. Он определил самоэффективность следующим образом: ?Ожидание эффективности представляет собой убеждение в том, что индивидуум способен успешно осуществлять поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов? [1]. В рамках социально-когнитивной теории он утверждал, что на поведение человека влияют три взаимозависимых фактора: деятельность, окружение и внутренние личностные факторы, в том числе самоэффективность. 
Самоэффективность заключается в осознании личности себя как эффективно действующего субъекта, способности действовать и справляться со сложными специфическими ситуациями, преодолевая различные внутренние и внешние препятствия. А. Бандура [2] выделяет уровни самоэффективности человека: 1. Низкая самоэффективность приводит к отказу от действий в подобных ситуациях или же к пассивному копированию действий других, имитации деятельности, она связана с ожиданием провала, неудачи, негативными эмоциями. 2. Высокая самоэффективность – позволяет человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал. 
Понятия ?ожидание эффективности? и ?ожидание результатов? были разведены, так как, по мнению А. Бандуры [9], человек может знать, что за выполнением некоторых действий следует определенный результат, но при этом не верить в свои способности выполнить данные действия (рис. 1).


Ядром самоэффективности является вера человека в свою способность справиться с определенным видом деятельности, что является необходимым мотивационным условием. А. Бандура считает, что привлекательность результата и ожидание успеха не достаточны для запуска мотивации субъекта. Ключевой детерминантой является самоэффективность, которую можно определить, как суждение человека о своих способностях организовать и выполнить цепи действий, требуемых для достижения установленных заранее вариантов результатов деятельности [3]. Автор выделяет три свойства самоэффективности, которые влияют на поведение человека:
1) уровень – это представления человека о собственной способности справиться с одной и той же деятельностью на разных уровнях её сложности. Например, субъект исполняет простой танец с базовыми элементами и схемами, но не может справиться с привнесением сложных элементов в данный танец;
2) сила – это степень уверенности человека в том, что он может справиться с деятельностью и поставленными перед ним задачами. Здесь имеется в виду, что самоэффективность стимулирует продолжение деятельности при возникновении трудностей и неудач. Например, разучивание сложных элементов танца сопровождается трудностями и неудачами, однако человек за счет силы справляется с данными препятствиями успешно;
3) широта – перенос убеждений человека в своей эффективности из одной сферы деятельности в другую, при этом присутствует адекватная постановка цели при оценке уровня сложности предстоящего нового вида деятельности. Например, при разучивании нового танца субъект легче и быстрее справляется с новыми трудностями, или при любом другом выступлении на сцене, человек не напряжен, эмоционально спокоен.
Одним из критериев развития самоэффективности А. Бандура выделяет особенности человека оптимально ставить цели в реализации деятельности, которые характеризуются конкретностью и ясностью, близостью в пространстве и времени, трудновыполнимостью в сочетании с достижимостью, самостоятельностью выбора, локальностью и этапностью.
В нашем исследовании мы использовали методику изучения общей самоэффективности личности Р. Шварцера, М. Ерусалема в адаптации В. Ромека [8]. Данная методика существует в 19-ти национальных версиях и получила международное признание. В процессе исследований авторы выяснили, что высокая самоэффективность личности несет в себе позитивные социальные последствия: улучшается здоровье (психическое и соматическое), появляются более высокие достижения и лучшая социальная интеграция. 
Разработчики данной психологической методики опирались на идеи А. Бандуры. В своём исследовании они отмечают, ?…в соответствии с теорией и исследованиями Бандуры и сотрудников, само-эффективность проявляется в том, как люди чувствуют, думают и действуют. В терминах чувств низкий уровень само-эффективности ассоциируется с депрессией, беспокойством и чувством беспомощности. У таких индивидов часто обнаруживается низкая самооценка, пессимистические мысли о собственных достижениях. В области мышления высокая само-эффективность облегчает процесс принятия решений и проявляется в разнообразных общих способностях, включая академические достижения. Само-эффективность может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий, особенно в трудных ситуациях. Люди с высокой само-эффективностью предпочитают браться за более сложные задачи, они ставят перед собой более высокие цели и упорнее их добиваются. Оптимистические или пессимистические сценарии развития событий у людей также возникают в соответствии с уровнем их само-эффективности? [8, с. 72]. Таким образом, Р. Шварцер, М. Ерусалем и В.Г. Ромек в целом выделяют ресурсные источники общей самоэффективности личности (см. рис. 2). 
В этом контексте особо актуальной становится разработка психолого-педагогических условий и технологий, направленных на выявление и развитие различных составляющих самоэффективности детей в процессе обучения. Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, так как в этот период идет формирование их самооценки, личностной рефлексии и активная социализация. Для педагога важно понимать, с каким личностным багажом пойдет ребенок в подростковый возраст.

С целью изучения и развития высокой самоэффективности у детей младшего школьного возраста в танцевальной деятельности, мы разработали и внедрили психолого-педагогический формирующий эксперимент на базе образцового художественного ансамбля танца ?Багульник? г. Комсомольска н/А. С этой целью мы сформировали экспериментальную (20 человек) и контрольную (27 человек) группы детей, деление на группы осуществилось естественным образом на основе существующих танцевальных коллективов. 
Исследование проходило в несколько этапов: 1 этап – проходило диагностическое обследование всех детей по методике Р. Шварцера, М. Ерусалема,  В. Ромека (дополнительно в экспериментальную группу было включено несколько психологических методик для детального изучения самоэффективности в рамках организации психолого-педагогических условий); 2 этап – в течение 2018-2019 учебного года проводился формирующий эксперимент в экспериментальной группе по специально созданной программе с целью развития самоэффективности личности младших школьников в танцевальной деятельности, а в контрольной группе занятия проводились в обычном режиме; 3 этап – анализировались результаты формирующего эксперимента в конце учебного года, путем их сравнения в экспериментальной группе (продольный срез), а также сравнение результатов с контрольной группой (поперечный срез), с применением методов математической статистики.
Основными задачами формирующего эксперимента явились: 1) выявление потенциала общей самоэффективности у детей младшего школьного возраста, занимающихся в танцевальном коллективе, позволяющей определить их отношение к достижению различных целей; 2) определение организационно-педагогических условий, развивающих самоэффективность личности в образовательном процессе; 3) подготовка детей к успешному выступлению на сцене.
В танцевальной деятельности основная задача состоит в поэтапном разучивании танцевального материала [4, 6]: ознакомление с музыкальным материалом, погружение в идею танца, разучивание основных танцевальных движений, распределение танцевальных ролей, постановка танца, репетиции с целью подготовки к выступлению. В таблице 1 представлены формы работы с детьми экспериментальной группы. 


Таблица 1 - Формы работы с детьми на уроках хореографии в условиях формирующего психолого-педагогического эксперимента
№
Форма работы
Характеристика

1
Стандартные уроки
Включают в себя стандартный урок по хореографии, они строятся в классической форме: разминка, экзерсесс у станка, экзерсисс на середине зала, прыжки, упражнения по диагонали. Стандартные уроки соответствуют учебной программе по хореографической подготовке учащихся

2
Нестандартные уроки
Одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Проведение нетрадиционных уроков свидетельствует и о попытках педагогов выйти за пределы шаблона в выборе методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся.

3
Мастер-класс
Занятия по совершенствованию творческого мастерства, проводимые специалистом в какой-либо. области искусства

4
Индивидуальные консультации
Позволяют воспитаннику разобрать, уточнить и выяснить моменты, которые ему не понятны. Так ребёнок учится мыслить и действовать в сторону собственного совершенства.

5
Выступления на сцене
Главная цель танцевальной деятельности –это выход на сцену. Частая практика позволяет придать уверенности детям, волнения и переживания с каждым разом уходят на нет. В итоге дети на сцене себя чувствуют, как рыба в воде.

6
Рефлексия собственных выступлений
После выступления очень важно позволить детям увидеть себя со стороны, разобрать их ошибки или наоборот похвалить за хорошее выступление. 


На основе базовых теоретических психологических концепций и педагогических требований [6] к проведению занятий по хореографии с детьми, для экспериментальной группы мы разработали календарно-тематический план на весь учебный год, общий объем программы составил 324 часа (см. таблицу 2).

Таблица 2 - календарно-тематический план занятий по формированию самоэффективности младших школьников на уроках хореографии
Календарный период
Виды и темы занятий
Часы

3.09. по 14.09.2018 г.
Нестандартный урок ?Формирование интереса к эмоциональной стороне танца?;
Стандартный урок ?Разучивание движений к танцу?;
Беседа с детьми ?Как я чувствую себя на сцене?
18

17.09. по 21.09.2018г.
Погружение в идею танца;
Стандартный урок по классическому танцу.
6

24.09. по 5.10.2018 г.
Беседа ?Музыка и танец?
Упражнения на развитие музыкально-ритмических навыков;
Стандартный урок по классическому танцу;
Музыкальные игры: ?Перемена ритма?.
12

8.10. по 12.11.2018 г
Беседа на тему ?Импровизация как часть танцевального искусства?
Тренинги на импровизацию
Стандартный урок по классическому танцу.
48

14.11. по 12.12.2018 г

Упражнения на развитие эмоциональности
Мастер-класс ?актёрское мастерство? с педагогом театрального кружка
Нестандартный урок ?Знакомство со шкалой эмоции?;
Тренинг по развитию эмоциональности.
Стандартный урок по разучиванию танцевальных движений
39

14.12. по 17.12 2018г.
Ознакомление с музыкальным материалом для постановки танца.
Нестандартный музыкальный урок ?узнаем музыкальную фразу?.
6

19.12.18 г. по 23.01.19г.
Разучивание основных танцевальных движений;
Нестандартный урок ?Фантазирование на тему?:
Тренинг на растяжку ?Партерная гимнастика?;
Стандартный урок по разучиванию танцевальных комбинаций.
Индивидуальная консультация по ранее разученному материалу.
30

25.01. по 4.02.2019г.
Распределение танцевальных ролей
Беседа на тему ?Я-солист?;
Стандартный урок по разучиванию танцевальных движений
Беседа на тему ?Сюжет в танце?
Нестандартный урок ?партнёринг?
Индивидуальные занятия разучивания сольной партии.
15

6.02. по 22.03.2019г.
Постановка танца
Беседа ?Образ это?.
Стандартный урок по разучиванию танцевальных движений;
Не стандартный урок ?Взаимное обучение?;
Групповые самостоятельные занятия с целью отработки танцевальных движений

60

25.03. по 1.04.2019г.
Репетиции с целью подготовки к выступлениям.
Стандартные занятия по классическому танцу.
Индивидуальная консультация по отработке разученного материала;
Нестандартный урок ??исполнительское мастерство?;
Беседа на тему ?Я смогу преодолеть страх и волнение?
12

3.04. по 8.05.2019г.
Выступления, участие в конкурсах, фестивалях.
45

10.05. по 31.05.2019г.
Анализ выступления.
Просмотр видео с концерта, разбор ошибок.
Беседа
33


Результаты формирующего эксперимента позволили выделить качественные сдвиги в развитии младших школьников, на основе педагогических наблюдений в процессе внедрения разработанных психолого-педагогических условий мы обнаружили рост личности детей. Ощущение самоэффективности росло в большей степени, если успех достигался самостоятельно, посредством усилий через преодоление трудностей, что помогло детям поверить в свою способность добиваться необходимых результатов. 
На всех этапах нашей работы детям выделялось время для самостоятельной отработки новых элементов. В эти моменты необходимо было пронаблюдать, как дети действуют в ситуации неопределённости, насколько хорошо и активно справляются со своими трудностями. Ученики экспериментальной группы получили личностный результат, показывающий им самим то, что они могут справляться с любыми трудностями. Можно отметить положительные стороны этих упражнений, которые выражались в готовности юных танцоров активно делиться своими знаниями с товарищами. Эффективно показали себя вербальные убеждения, в форме поощрения и одобрения со стороны педагога.
При работе над развитием самоэффективности активно развивалась эмоциональность ребёнка. Перед каждым занятием или упражнением по хореографии, проводилась разминка по развитию эмоциональности учащихся. Детей знакомили с миром эмоций, например, им давалось задание подготовить много различных картинок с выражением эмоций, посвященных одной эмоции.   Дети дома подбирали сразу несколько иллюстраций на одну эмоцию, чтобы одногруппники постарались отгадать, какие это эмоции, таким образом они узнавали разное проявление одной и той же эмоции. После изучения картинок, педагог давал задание продемонстрировать эмоцию. При выполнении подобных заданий каждый ребёнок мог увидеть, что каждый человек одну и ту же эмоцию показывает по-своему, так, как чувствует.
С воспитанниками проводились занятия по знакомству с каждой эмоцией: радость, счастье гнев, печаль, удивление, страх, апатия, злость, скука, сочувствие, тоска. Каждая эмоция изучалось отдельно. С детьми проводились беседы о том, что у них вызывает данную эмоцию, дети приводили примеры из жизни, опираясь на свои чувства. Затем перед зеркалом дети сами с собой пробовали проявлять эти эмоции, а потом уже делали это на показ всем. Так же подключали к работе не только лицо, но и своё тело, дети придумывали движения, которые могли показать заданную эмоцию, иногда даже рождалась целая танцевальная комбинация. В этот момент можно было заметить понимание каждого ребёнка заданной эмоции. В подготовке программы обучения танцу учитывались безусловно возрастные особенности обучающихся. Помимо занятий по физической подготовке детей на основе классического танца, проводились отдельные репетиции по разучиванию и отработке танцевальных номеров. 
Для детей младшего школьного возраста лучше всего использовать танцы, построенные на простых образах. Танец ?Весёлые наездницы? - построен на образе наездниц. Первая репетиция была посвящена погружению в идею танца, знакомству с музыкальным материалом, данного образа, культуре конного спорта. Далее следовало заучивание элементов танцевальной постановки, комбинаций и движений, на которых будет основываться танцевальное произведение. Очень важно было объяснять значение каждого элемента, позы, взмаха руки, для того чтобы детям было проще передать идею танца. Например, положение рук, на протяжении всего номера, у девочек два кулачка зажаты перед собой, тем самым они изображают словно держат уздечку и управляют лошадкой. После разучивания всех движений и танцевальных комбинаций, идёт работа по постановке самого хореографического номера. Работа по рисунку танца, распределение ролей. В этом танце выделены отдельные моменты солирования. Необходимо было из всех претендентов выбрать наиболее подходящих девочек на эту роль. На этот выбор влияют физические возможности ребёнка, эмоциональная его сторона проявления. Солист – это всегда очень ответственно и почётно. Как правило дети всегда расстраиваются, когда их не ставят на роль солиста, в эти моменты педагогу необходимо провести беседу, почему его выбор пал на конкретного ученика, чтобы нейтрализовать упадок настроения и настроить детей на улучшение собственного результата.
Мы подвергли количественному и статистическому анализу результаты ?входящей? и ?выходящей? диагностики уровней самоэффективности после проведения формирующего эксперимента среди младших школьников. В начале формирующего эксперимента было выявлено следующее соотношение: низкий уровень общей самоэффективности наблюдался у 35% детей, средний уровень – у 50%, высокий уровень – у 15% танцоров. Полученные данные свидетельствуют о том, что большая часть детей оценивали свою эффективность на среднем уровне, это показывало не лучшее влияние на выбор стратегии деятельности, мотивацию и усилия, которые приходилось прикладывать для преодоления препятствий. Большинство детей были не готовы к неожиданным трудностям, поскольку не полагались на свои способности. 
В конце формирующего эксперимента была повторно проведена психологическая диагностика по выявлению уровня самоэффективности учащихся. Обработка результатов обнаружила динамику. Было выявлено, что теперь низкий уровень общей самоэффективности наблюдается всего у 5% детей, средний уровень – 20%, высокий уровень -  75%. Произошло передвижение детей по уровням. Так, на рисунке 3 представлены в сравнении изменения показателей на начало и конец формирующего эксперимента, где мы можем увидеть существенную разницу. Это свидетельствует о том, что благодаря занятиям хореографии, новым упражнениям, дополнительным упражнениям на импровизацию, использованию новых форм и методов построения занятий, было сформировано личностное новообразование у детей младшего школьного возраста, а именно высокий уровень самоэффективности. Теперь основная масса детей экспериментальной группы чувствуют себя более уверенно, у них исчез эмоциональный зажим и смелее действуют в любых проявлениях.














Данные выводы подтверждаются статистическими расчетами. Статистическое сравнение эффективности психолого-педагогического формирующего эксперимента осуществлялось с помощью критерия Фишера. Угловое преобразование Фишера показало значимость различий при сравнении изменений показателей самоэффективности детей до и после формирующего эксперимента. Низкий уровень самоэффективности показал положительную динамику, φэмп=2,577 при φкр=1,64; р=0,05. Средний уровень также показал положительную динамику φэмп= 2,035 при φкр=1,64; р=0,05. Такую же значимую динамику мы обнаружили и на высоком уровне самоэффективности детей, φэмп= 4,108 при φкр= 1,64; р=0,05. Данные результаты свидетельствуют о том, что экспериментальная группа детей приобрела формируемое в эксперименте качество личности, разработанные нами условия формирующего эксперимента, способствуют развитию самоэффективности детей младшего школьного возраста.

















Статистическое сравнение результатов диагностики в экспериментальной и контрольной группе обнаруживает достоверность различий в пользу детей, побывавших в условиях формирующего эксперимента. Из таблицы 3 видно, что у детей контрольной группы не обнаружено статистических различий между средним и высоким уровнями, это говорит о том, что фактически дети высокого уровня не достигли высокого уровня самоэффективности, качественных изменений не произошло, таким образом, можно считать, что они остались на среднем уровне самоэффективности. В экспериментальной группе статистическое сравнение показало достоверность различий, это свидетельствует о том, что у доминирующего количества детей сформировался высокий уровень самоэффективности.
В третьей колонке таблицы 3 представлены итоговые результаты статистического сравнительного анализа показателей самоэффективности формирующего эксперимента, высокий уровень самоэффективности младших школьников экспериментальной группы качественно отличается от высокого уровня детей контрольной группы. Таким образом, мы можем утверждать, что реализованные нами психолого-педагогические условия формирования самоэффективности детей эффективны.

Таблица 3 – Статистический анализ по критерию Фишера результатов диагностики самоэффективности младших школьников экспериментальной и контрольной групп
Сравнительный анализ показателей среднего и высокого уровней самоэффективности в контрольной группе
Сравнительный анализ показателей среднего и высокого уровней самоэффективности в экспериментальной группе
Сравнительный анализ показателей высокого уровня самоэффективности в экспериментальной и контрольной группе

13 (n=27)
10 (n=27)
4 (n=20)
15 (n=20)
10 (n=27)
15 (n=20)

φэмп= 0,827
φкр= 1,64; р=0,05
φэмп= 3,691
φкр= 1,64; р=0,05
φэмп= 2,664
φкр= 1,64; р=0,05


Представленный анализ результатов исследования позволяет говорить о необходимости развития самоэффективности у детей в процессе обучения в танцевальном коллективе, что выступит в дальнейшем важным условием для личностной самореализации. Мы увидели положительную динамику роста высокого уровня самоэффективности, кроме групповых показателей, мы обнаружили индивидуальные положительные изменения в развитии личности детей. Большинство учащихся стали чувствовать себя более уверенно на сцене, техничнее, экспрессивнее и эмоциональнее в исполнении танца, а также верить в свой успех и преодолевать волнения, что является главной целью их вида деятельности. Таким образом, мы можем утверждать, что танцевальная деятельность в сочетании со специальными занятиями и упражнениями может являться средством развития самоэффективности младших школьников.

Список литературы
Бандура А. Теория социального научения: пер. с англ. - СПб: Евразия, 2000. - 320 с.
Бандура А., Левин К. Гештальтпсихология и социально-когнитивная теория личности: пер. с англ. - М.: Прайм, 2007. - 128 с.
Бландел Р. Эффективные бизнес-коммуникации: Теория и практика в эпоху информации. - СПб: Питер, 2000. - 368 с.
Волохов А.В. Будем работать вместе: Программы деятельности детских и подростковых организаций. - М., 1996. – 160 с.
Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 321 c.  
Горшкова Е.В.  От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей творчества в танце. Москва. Издательство ?Гном и Д?, 2002. – 643 с.
Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н.  Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи: учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. – 274с.
Ромек В.Г., Шварцер Р., Ерусалем М. Русская версия шкалы общей само-эффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема // Иностранная психология. - № 7. – 1996. – С. 71-77.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - СПб: Питер, 2003. - 860 с.


RESULTS OF A FORMING PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL EXPERIMENT ON DEVELOPING THE SELF-EFFICIENCY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN 
IN DANCE ACTIVITY
 Yarosh D.S.
Komsomolsk-on-Amur, Russia

Keywords: self-efficacy, primary school age, formative experiment, development, the effectiveness of psychological and pedagogical conditions, dance activity.
Text of the summary. The article considers the problem of personal self-efficacy, the relevance of the development of this personal quality in children of primary school age in a dance group. The results of a formative psychological and pedagogical experiment on the basis of dance ensemble ?Bagulnik? with children of primary school age in Komsomolsk n / A on the development of their self-efficacy through dance training are presented. The content of psychological and pedagogical work, as well as an analysis of the effectiveness of the formative experiment with supporting statistical calculations are disclosed. Shown are the conditions for the development of self-efficacy in primary school age through dance activity with the possibility of transferring this personality neoplasm to other activities.









личность

поведение

результат

ожидание
эффективности

ожидание
результата

Рисунок 1 – Схематичное изображение различий между ожиданием эффективности и ожиданием результата, согласно теории А. Бандуры [7].


Ресурсные источники 
само-эффективности

конкретные, воспринимаемые индивидом успехи

наблюдения за чужим опытом

воспринимаемое эмоциональное возбуждение

вербальные воздействия

Рисунок 2 – Ресурсные источники самоэффективности личности в концепции Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ромека, которые легли в основу построения формирующего эксперимента [5].

Рисунок 3 – Соотношение уровней самоэффективности у детей экспериментальной группы на начало (левые столбики) и конец (правые столбики) формирующего эксперимента по тесту Р. Шварцера, М. Ерусалема, В. Ромека.



Рисунок 4 – Соотношение развития уровней самоэффективности младших школьников экспериментальной и контрольной группы на конец формирующего эксперимента