Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №1?г. Емвы Родительское собрание Гармония общения – залог психического здоровья ребенка. Составила Мингалева С.В., учитель начальных классов 2023год Гармония общения – залог психического здоровья ребенка. Ребенок учится тому, Что видит у себя в дому. Родители-пример тому. Себастьян Брандт. Цель: способствовать формированию взаимопонимания и уважения между родителями и детьми. Форма проведения: круглый стол Подготовительная работа. I. Провести с учащимися письменную работу – сочинение ? Моя семья?. Работы учеников зачитываются в ходе собрания. ( Приложение 1.) II. Отобрать ситуации и вопросы, интересующие родителей, проведя предварительный письменный опрос. Уважаемые родители, опишите, пожалуйста, свои действия в следующих ситуациях: 1. Вам приходится делать ребенку замечание. 2. Вы выражаете свой гнев. 3. Вы хвалите ребенка. Результаты опроса используется в ходе собрания и оформлении доски. ( Приложение 2.) III. Оформить примеры позитивных и негативных суждений родителей в виде карточек, которые раздаются на собрании для обсуждения. ( Приложение 3.) Ход собрания: I. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы. Любим тебя без особых причин, За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за то, что растешь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. В. Берестов - В семье растет ребенок. С первых лет жизни он усваивает нормы общения, человеческих отношений, впитывая в себя и хорошее, и плохое. Если спросить родителей, что является самым главным в их жизни, ответ будет один – вырастить и воспитать своих детей достойными людьми. Но подчас у родителей возникает столько неотложных ? взрослых? дел, что в повседневной жизни теряется это самое главное, откладывается ? на потом?. СИТУАЦИЯ: Папа читает газету. Мама готовит ужин. А ребенок? Он ждет общения со взрослыми. - Знаешь, папа, Коля говорит, что ?Жигули? лучше, чем ? Москвичи?. Правда? После папиного молчания опять следует вопрос: - А почему? - Потому, - Отвечает папа, не отрывая глаз от газеты. – Не мешай, дай мне спокойно почитать. Спроси у мамы. - Мама, а Миша говорит… - Не мешай мне, я вам с папой ужин готовлю. Спроси у папы. - И так ежедневно. Задумайтесь, взрослые! Вы даете ребенку уроки невнимания и безразличия. Он ищет вашей помощи в решении вопросов, его волнующих. вы лишаете его так нужного ему общения с вами. Через некоторое время ваш ребенок будете обращаться с вопросами не к вам, а к своему другу. Между вами вырастет стена непонимания, возникнут конфликты. Сегодня мы проведем собрание как практическое занятие по теме ? Гармония общения – залог психического здоровья ребенка?. Природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в способности любить, потребности друг в друге. СОЧИНЕНИЯ ДЕТЕЙ. ( Приложение 1.) II. Практическая работа: общение родителей и ребенка. Ни для кого не секрет, что у детей в повседневном общении случаются недоразумения, ссоры, конфликты со сверстниками и взрослыми. От того, какой будет реакция взрослого, зависит формирование характера ребенка. Позиции школы и семьи в таких ситуациях должны совпадать, что поможет эффективно справляться с конфликтными ситуациями в общении, достойно делать замечания, преодолевать гнев , не унижая ни своего достоинства, ни достоинства ребенка, вовремя хвалить детей, преобразовывать собственные негативные установки в позитивные. Приглашаю вас к активному сотрудничеству. (Приложение 2) 1.Как правильно делать замечания. - Делая замечания, взрослые могут: обвинять и стыдить ребенка; поучать и укорять его; угрожать ребенку и задабривать его. СИТУАЦИЯ: В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребенок тянется за хлебом и опрокидывает на белоснежную скатерть стакан сока. - Что скажете вы, родители? Какова будет ваша реакция? (Высказывания родителей.) СИТУАЦИЯ: Играя во дворе, пятилетний Юра нечаянно попадает мячом в электрическую лампочку, висящую над дверью подъезда, Лампочка разбивается, - Это ты разбил лампочку? –сурово спрашивает отец, выходящий из дома, - Это не я, - лепечет, Юра, растерявшись от отцовского вопроса, хотя минуту назад и не думал лгать. - Как не ты? Я же видел в окно. Ты еще и лжешь? Мать!.. – кричит отец, повернувшись к дому. – Сынок-то наш! Мало того что озорник, еще и лгун, оказывается. - Как бы в такой ситуации поступили вы? ( Высказывания родителей). 2. Как выражать свой гнев? - Зачастую замечания взрослых дети оставляют без внимания, поведение детей может быть надоедливым и раздражающим; наступает момент, когда у родителей ?лопается терпение?. Родителям незачем скрывать досаду, притворяться спокойными. Если нет искренности, нет и гармоничного общения. СИТУАЦИЯ: Представьте, что вы после неоднократно сделанных замечаний входите в комнату ребенка и видите, что домашнее задание не выполнено, на столе беспорядок, на полу разбросаны игрушки. - Какова ваша реакция? ( Высказывания родителей.) 3. Как хвалить ребенка? - Какое из утверждений истинно, на ваш взгляд? ?Хвалить вредно?, ?Хвалить полезно?. (Высказывания родителей.) Почему психологи советуют родителям избегать открытой похвалы? ( Мнения родителей.) Оказывается, открытая похвала вызывает у детей тревогу, настороженность, делает их несамостоятельными. Но поступки детей хвалить полезно. III. Суждения родителей: возможные варианты и их последствия. - Любые сказания в адрес ребенка слова откладываются в его подсазнании, могут повлиять на его дальнейшую жизнь. Отрицательно действует на детей непоследовательность в поведении старших – то сентиментальное сюсюканье, то грубый окрик. Это свидетельствует родительской беспомощности, отсутствия педагогического такта. СИТУАЦИЯ: Утром мама торопится, а у Жени, как назло, запутались шнурки. - Что за мальчишка, наказание с ним! Мама продолжает ругать Женю, пока шнурки, наконец, не оказываются завязанными. А вечером она приходит в детский сад за сыном: - Милый, я пришла! Пойдем, птенчик мой! - К детям надо относиться очень бережно. Наше родительское поведение, наша реакция, как правило, определяют поведение и ответную реакцию маленького человека. Давайте обсудим различные варианты ваших суждений о ребенке и проанализируем их возможные последствия. РАБОТА С КАРТОЧКАМИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. ( Приложение 3.) IV. Климат в семье. Авторитет родителей – это влияние на детей, основанное на их уважении и любви к родителям, доверии к жизненному опыту, словам, поступкам взрослых. Дети ценят высокие моральные качества родителей: мужество, скромность, честность, справедливость, доброжелательность. Даже в малом дети стремятся быть похожими на своих родителей. Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки правильного поведения, формируемые у ребенка в школе. Когда учитель и родители действуют согласованно, как правило, лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более успешно идет процесс воспитания детей в семье. Родительский труд очень тяжел. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа, требующая сверхтерпения, самообуздания, постоянного самосовершенствования. ПОЖЕЛАНИЯ ДЕТЕЙ. ( Приложение 4.) V. Итог собрания. Благодарю всех за участие в собрании и откровенность. Предлагаю закончит предложения: ?Для меня было неожиданным, новым…? ?Я задумалась сегодня о…? - По нашей доброй традиции вручаю вам памятки. Сегодня это заповеди для родителей. ( Приложение 5.) Приложение 1 Сочинения детей. ? У нас очень хорошая семья. Папа работает на заводе ДВП, а мама в детском саду. Я люблю их. Я люблю маму потому, что она помогает мне с уроками. Когда я заболею, мама всегда за меня волнуется и покупает таблетки. А папа очень вкусно готовит, когда нет мамы. Мне хорошо в нашей семье?. (Л. Виноградова) ? В моей семье есть мама, папа, братик. Мамы почти никогда не бывает дома, она часто ездит в Москву. Папа работает предпринимателем. Братик ходит в садик. Маму люблю за то, что она добрая и красивая. Папу уважаю за то, что он мне разрешает играть на компьютере. А братик, хоть он и маленький, мне помогает в разных делах?. ( З. Даудова) ?У нас в семье все нормально. Я люблю маму и папу. Я люблю учиться. Летом мы ездим отдыхать в деревню. Папа ездит на работу, ловит рыбу. Мама убирается дома. Я хочу быть нефтяником или шахтером, и жить в Коми Республике?. (Д. Коновалов) Приложение 2 Оформление доски: Принципы общения: 1.Замечания Говорить нужно о ситуации, а не о личности. 2.Гнев ?Я? - сообщения не унизят ничьего достоинства. Я чувствую. Я переживаю. Я расстроен. Я очень огорчен. Я возмущен. Мне приятно. Мне нравится. Мне не нравится. Мне больно и обидно. Мне хотелось бы… 3. Похвала. Почаще хвалите ребенка. Приложение 3 Карточки для родителей. Негативные суждения Последствия негативных суждений Позитивные суждения ?Ты плохой, отдам тебя в детский дом!?, ? Я от тебя ухожу, мне такой ребенок не нужен!? Чувство вины, повышенная тревожность, страх одиночества, ?уход? в себя, замкнутость, ощущение своей ненужности ?Что бы ни случилось, я никогда тебя не оставлю!? ?Что ты за неряха!? Чувство вины ?Как приятно на тебя смотреть, когда ты чистый и на тебе чистая одежда!? ?Ты просто плакса, нытик!? Сдерживание эмоций, тревожность, глубокие переживания даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение ?Поплачь, тебе будет легче!? Приложение 4 Пожелания детей : Если бы у меня было одно желание… …я бы хотела, чтобы мама и папа не ссорились. (О. Трошина) …я бы хотела, чтобы мама была счастлива. (Ж. Лапин) …я бы хотела, чтоб у меня был папа чаще дома . (О. Гапонюк) …я бы хотела, чтобы мама и папа были всю жизнь вместе. ( Л. Быстрова) …я бы хотел, чтобы мы жили также дружно, как сейчас. ( С. Полгородник) …я бы хотела пожелать, чтобы все в семье были здоровы и счастливы. (С. Сюрко) …я бы хотел, чтобы меня не ругали. ( К.Пудов) Приложение 5 Заповеди для родителей. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для будущего наших детей, поэтому будем осторожнее в принятии решений, которые могут повлиять на жизненный путь ребенка. Всегда внимательно слушайте ребенка. Есть дети, на которых не повлияешь наказаниями, но великодушное отношение, в конце концов, спасает их. Будьте во всем для ребенка примером. Не унижайте ребенка. Помните, что, повышая голос и поднимая руку на ребенка, вы сокращаете возможность взаимопонимания с ним в будущем, и в ближайшем, и в отдаленном. Избегайте в общении с ребенком выражений, которые вызывают у него неприятие. Не морализируйте. Не вымогайте обещаний. Не потакайте прихотям. Относитесь к ребенку как к личности. Литература: 1. Селиванов В.С. Осноыв общей педагогики. Теория и методика воспитания. Москва. 2000. 2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Москва. 1981. 3. Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга. Психология обыденной жизни. Москва. 2006 .
Родительское собрание "Гармония общения - залог психического здоровья ребенка"