РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  МЛ. РАЗН.  ГРУППЕ 
?ПАЛЬЧИКАМИ ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ?
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом  развитии детей.
Задачи:
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Подготовительная работа:
анкетирование родителей;
подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
подбор слайдов с играми для развития мелкой моторики;
организация выставки развивающих игр.
Оборудование:
описания игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
на столах: карандаши, плотная бумага, прищепки, мячики-ёжики, счетные   палочки, схемы для счетных палочек, штриховка, нитки;
мультимедийная установка для показа слайдов;
слайды с фотографиями играющих детей. 
Участники:
воспитатели;
родители.
Форма проведения: собрание - практикум.


Ход собрания:
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители, присутствующие гости.  Сегодня мы собрались  на собрание – практикум ?Пальчиками играем – речь развиваем?.  Вести протокол нашего собрания  будет _______________________________________________.

2. Вступительное слово.
Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.
А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!
СЛАЙД 2: 
 Проблема эта актуальна и для нашей группы. Сегодня мы решили для Вас  провести семинар – практикум, который называется ?Пальчиками играем – речь развиваем? 
Цель семинара: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом  развитии детей.
Задачи:
показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
СЛАЙД 3:
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. В.А.Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что ?ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться?

СЛАЙД 4:
Что такое мелкая моторика? (ответы родителей)
Мелкая моторика - это действия, которые выполняют мелкие мышцы ладоней и пальцев рук. 
По мнению ученых, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.
СЛАЙД 5:  (текст в слайде)
Как  же всё происходит?
сначала развиваются тонкие движения пальцев рук;
затем    появляется артикуляция слогов;
всё?последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки   движений пальцев.
Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".  

СЛАЙД 6:  Рассмотрим возможные приемы работы по развитию мелкой моторики рук.

СЛАЙД 7 - 12:  
   Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
?Точилка? - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
2. Мячик-ежик мы возьмём                /берём массажный мячик/
  Покатаем и потрём.                        /катаем между ладошек/
 Вверх подбросим и поймаем,            /можно просто поднять мячик вверх/
 И иголки посчитаем.                        /пальчиками одной руки нажимаем на шипы/.

СЛАЙД 13.  Как вы думаете, какие материалы можно использовать в играх с ребенком?  (ответы родителей)   Рассмотрим некоторые из них. 
СЛАЙД 14:
Игры с  пластилином дают уникальные возможности для общего  развития ребенка. Перед лепкой можно читать сказки, загадывать загадки…, а юные скульпторы пусть творят наиболее понравившихся персонажей. 
 В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук.
СЛАЙД 15:
Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
СЛАЙД 16:
По утверждению психологов детские игры с песком являются весьма полезными, потому что песчинки выступают в роли психотерапевтического релаксанта, а также способны забирать от человека непостижным образом часть негативной энергии. Помимо этого, для детей любого возраста песок является бесплатным тренажером для пальчиков. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы уже с самого раннего возраста ребенка начинать знакомить его с песком, помня о том, что есть прямая зависимость между развитием речи малыша и мелкой моторикой рук.
СЛАЙД 17- 18:
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.  Такая работа помогает в формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки. Поэтому вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для детей.  Ребята из вырезанных фигурок могут составлять целые композиции – аппликации. 

СЛАЙД 19
Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур,  создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок и т.д.

СЛАЙД 20-23
В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение. 
Игры  с кубиками, со счетными палочками, мозаикой,  приносят пользу ребёнку: развивают моторику, формируют у него художественный вкус. 

СЛАЙД 24
Изобразительная деятельность ребенка  в дошкольном возрасте является одним из естественных специфических детских видов деятельности.   Творчество для них - это отражение душевной работы. Не расставаясь  с карандашами,  фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. 
       Также мы убеждены в важности роли игр и занятий с клеточками, штриховки. Эти игры  и упражнения формируют пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение, внимание, память. Перед началом работы необходимо следить за правильной осанкой, правильно держать карандаш, во время упражнений нельзя  поворачивать тетрадь; линии можно проводить только один раз.  Во время штриховки развиваются не только  мышцы пальцев и кистей рук, но также развивается  внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Штриховка помогает ребенку почувствовать границу фигуры. 

Слайд 26-27
Много положительных эмоций дети получают, занимаясь с пуговицами, с помощью которых они могут нарисовать забавные картинки. Во время упражнений с пуговицами  у детей развиваются репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно-моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук. 

Слайд 29-31
Упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.        
  Как же можно использовать крупы и семена?  Можно удерживать семечки и  крупу пальцами; делать массаж ладоней с помощью горошин (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать ее пальчиком); выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры  по опорным точкам или схемам или  рисовать их по памяти; угадывать на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.

Слайд 32 - 33
      ?Пальчиковые игры? - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях ?вправо?, ?влево?, ?вверх?, ?вниз?.
Пальчиковые игры - это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно - это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Капуста

 Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)
 Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)
 Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
 Как же быть без хруста
 Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).
 Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
 Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
 Мы капусту солим, солим…(щепотками)
 Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

За столом.
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и … уснула.


Слайд 34 - 35
Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым, активным. 

Слайд 36
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много и придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными. Ведь умелыми пальцы станут не сразу. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
       Надеюсь, мы смогли Вас убедить в значимости развития мелкой моторики  и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать пальчики рук. Ведь систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей способствует формированию речи, интеллектуальных способностей, положительно влияет на развитие речи, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

3. Практическая часть.
1.  Игра со счетными палочками.
2. Ниткопись.
Ниткопись – изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных по контуру на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, изображающих картину. Задача ребенка - приклеить нитку по контуру.
3. Пальчиковые игры: ?У жирафа складки…?, ?Капуста?

4. Проект решения и сроки реализации.
- Возникли ли у вас вопросы?
Решения:

 1. Активное внедрение игр на развитие моторики в домашних условиях.
 Ответственные: родители. 
 Срок: постоянно.

Провести конкурс на изготовление  самодельных игр для развития мелкой моторики   рук  детей.
 Ответственные: воспитатели, родители. 

5. Рефлексия.

Воспитатель: Если вам понравилось наше собрание, то прошу взять лучик и оформить солнышко. Если информация для вас ценности не представляет, повесьте тучку. 
Все вопросы, которые у вас возникнут в дальнейшем, вы можете оставить в тетради отзывов и предложений в группе.

Спасибо за внимание!