Роль дидактических игр в развитии речемыслительной

деятельности у детей с задержкой психического развития

Дети с ЗПР младшего школьного возраста не так уж отличаются от сверстников. У категории этих детей отмечается повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала появляется на поведенческом уровне и лишь впоследствии - на выполнении заданий учебного плана.

С началом обучения в школе у детей с задержкой психического развития, появляются трудности в усвоении школьной программы: дети на уроках легко отвлекаются, плохо запоминают учебный материал. Уровень развития познавательной деятельности и речи ниже возрастной нормы в сравнении со сверстниками.

Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, может быть нарушено звукопроизношение, страдает фонематический слух, нарушен лексико-грамматический строй, особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Учитывая перечисленные особенности развития, восприятия и поведения детей, возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

При проведении любого вида уроков учитель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и включать такие методы и приемы, которые помогут при коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.

Коррекционно-развивающие цели на уроке могут быть такого плана:

Развитие фонематического восприятия.

Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

Формировать коммуникативные функции речи.

Учить дифференцировать звуки речи.

Совершенствовать просодическую сторону речи.

Расширять пассивный и активный словарь.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать навыки словоизменения, словообразования.

Формировать диалогическую речь.

Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

Способствовать преодолению речевого негативизма.

Одним из самых эффективных путей достижения этих коррекционных целей, как показывает опыт, является дидактическая игра.

Создать у детей бодрое рабочее настроение, сделать процесс обучения более интересным, занимательным и легким для восприятия можно включая в урок игры и игровые моменты.

Речь самого учителя для детей данной категории должна служить образцом, быть четкой, предельно внятной, без нарушения звукопроизношения, выразительной. Объясняя, новый материал на уроке или условие игры следует избегать громоздких, многословных инструкций, усложняющих понимание речи учителя детьми.

Использование приёмов зрительной (карточки, таблицы, схемы), слуховой, двигательной наглядности, интересные и доступные детям вопросы, загадки, ребусы, сюрпризные моменты, соревнования способствуют активизации речемыслительной деятельности.

Дидактические игры и занимательные упражнения включают в себя вышеперечисленные приемы и методы и способствуют формированию одного из качеств человеческого ума – его подвижности, гибкости

Чтобы игра не превратилась в развлечение, а была подчинена решению учебно-воспитательных целей учителю необходимо продумать содержание игры, доступность ее умственных задач, способных вызвать у детей интерес. Игровая форма – позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Постепенно у них пробуждается интерес к учебному предмету.

Дидактические игры могут быть использованы, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала.

Особенно актуальны игры, направленные на развитие связной и грамматической речи. В этом мне помогает созданная картотека дидактических игр по развитию речи. Составляя игры, обращаю внимание на то, чтобы дети могли показать свою индивидуальность, творчество.

При составлении и использовании дидактической игры в работе с учащимися с задержкой психического развития, подбираю такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и активизировали речевую деятельность детей. Сама дидактическая игра должна быть понятна и доступна детям, должна соответствовать их возрастным и психологическим особенностям. Проводя дидактическую игру, использую разнообразную наглядность, которая несет смысловую нагрузку и эстетически оформлена, опираюсь на разнообразные формы активности (слуховую, зрительную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утомляемости детей.

На самом деле игра для детей – это самая настоящая учеба, так как использование на занятии дидактических игр обогащает словарный запас, расширяет кругозор, активизирует внимание детей, развивает творческую фантазию, прививает интерес к предмету. И дидактическая игра оказывает огромное положительное влияние на учебную деятельность у детей с задержкой психического развития испытывающих трудности в обучении. Такие дети в игре способны выполнить такой объем работы, который никогда не выполнят в обычной учебной деятельности. Ведь игра – это лучший способ развить речевые способности, научиться выражать свои мысли, быть активными не только на уроках, но и в жизни.