Методический доклад

Тема:

«Роль дистанционных конкурсов в музыкальном развитии учащихся и повышении профессиональной компетенции преподавателя в ДМШ»

Григорьева Лариса Геннадьевна

Преподаватель МБУДОСК ДМШ №2

г. Вилючинск

2024 г.

Введение

Интернет-конкурсы исполнительского мастерства – новое явление в мировой музыкальной практике. Они появились в XXI в. Их распространение связано, с одной стороны, с совершенствованием информационно-компьютерных технологий, с другой, - с доступностью этих технологий широким кругам пользователей.

Интернет-конкурсы – это конкурсы заочные и дистанционные, где жюри знакомится с выступлениями участников по специально подготовленным и размещенным в виртуальном пространстве видеозаписям. Их истоком, судя по всему, можно считать практику проведения по аудио- или видеозаписям первых туров на многих «живых» конкурсах. Записи в таких случаях использовались как средство выявления профессионального уровня претендентов для отбора в следующий этап соревнования.

Интернет-конкурсы, по сравнению с «реальными», требуют гораздо меньше финансовых расходов. Исполнители должны лишь заплатить взнос за участие и обеспечить качественную видеозапись своего выступления. Полностью снимаются столь обременительные в организационном и финансовом плане позиции, как оплата проезда, проживания, питания. Последнее особенно актуально для музыкальных коллективов – ансамблей, оркестров, хоров.

В интернет-конкурсах могут принимать участие исполнители разного возраста и разного уровня подготовки. Однако акцент все же делается на детское и юношеское творчество – учащихся музыкальных школ, училищ и колледжей, академий и консерваторий.

Задачей ДМШ является решение вопросов, касающихся творческого развития обучающихся, обеспечивая условия для их самореализации. Именно здесь создается особое образовательное пространство, ориентирующее своих воспитанников на личностные достижения.

Конкурсы как форма воспитания юных музыкантов имеют важное значение. Именно конкурс является одной из значимых форм, способствующих творческому развитию и социализации личности. Одним из направлений по созданию оптимальных условий для развития детей является их участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах, так как миру информационных технологий отводится значительная доля в нашей жизни.

Система исполнительских интернет-конкурсов, которая получила в последнее время распространение, позволяет расширить степень участия детей в конкурсах. Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность преподавателям ДМШ организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в подобных конкурсах, что является эффективным способом выявления и развития детей. Участие в дистанционных конкурсах – один из способов повышения учебной мотивации обучающегося и информационно-коммуникативных технологий омпетенции преподавателя ДМШ. Для педагогов такие конкурсы способствуют овладению технологией и методами организации участия обучающихся в конкурсах, а для каждого обучающегося современные информационные технологии раскрывают возможности реализовать себя в конкурсной деятельности. С помощью применения подобных технологий выявляются скрытые возможности обучающихся, создаются условия для психологического комфорта при записи выступления, атмосфера которой более спокойная, чем в публичных выступлениях на сцене.

В настоящее время проводится множество дистанционных конкурсов, целью которых является выявление и поощрение творческих и интеллектуальных способностей, возможность показать свои таланты на Всероссийском и Международном уровне. Преимуществами дистанционных форм являются: участие независимо от места проживания, выбор удобного времени для записи выступления и выбор лучшего варианта исполнения, возможность совмещения с учебным процессом. Положительным моментом таких конкурсов является их доступность. Следует сразу оговориться, что дистанционные конкурсы ни в коей мере не заменяют профессиональных исполнительских конкурсов, да и сравнивать их по значимости просто не имеет смысла, но отказываться от новых технологий также не представляется целесообразным.

Нужно заметить, что сегодня в класс фортепиано приходят дети различного уровня подготовки. А если ребенок не обладает яркими данными, но хочет выступать? Для основной массы детей – это единственная возможность стать участником конкурса, (не считая выступления на различных мероприятиях в школе), который может стать стимулом для плодотворных занятий музыкой. Как раз таких детей можно стимулировать участием в конкурсах менее значительных по программным требованиям, ведь одну или две разнохарактерные пьесы сыграть проще, чем полифонию И.С. Баха, классическую сонату или развернутую виртуозную пьесу. В дистанционных конкурсах педагог может подобрать обучающимся конкурсные требования в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Дистанционные конкурсы могут явиться первой ступенькой для ребенка на пути к музыкальному творчеству, а успешность участия в них поможет укрепиться в решении заниматься серьезно и профессионально музыкальным исполнительством. Для ребенка со средними способностями дистанционные конкурса могут стать стимулом для обучения, заставят поверить в свои силы и возможности, помогут испытать чувство радости при получении диплома, который он, скорее всего, никогда не получит в профессиональном конкурсе исполнительского мастерства. Участием же в дистанционных конкурсах каждый обучающийся может существенно пополнить свое портфолио. В практике деятельности различных ДМШ есть примеры, когда дипломы лауреатов дистанционных конкурсов явились важным и определяющим фактором для получения обучающимися поощрения в виде стипендии в общеобразовательной школе, где учитывались достижения в дополнительном образовании.

Востребованность дистанционных конкурсов заключается и в том, что почти каждый ученик может принять участие, проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал. Сам обучающийся может на сайте найти свою работу, прослушать запись, оценить со стороны. Самое главное, наверное, заключается в том, что о своих успехах он может рассказать своим друзьям и близким, указать адрес сайта, чтобы те послушали и оценили его игру, тем самым повышается его самооценка, авторитет в кругу сверстников. Он встречает поддержку и одобрение семьи, которая радуется успехам ребенка.

Кроме того, дистанционные конкурсы формируют важные качества характера: настойчивость, целеустремленность, умение добиваться задуманного, повышает творческую активность обучающегося. Чтобы отправить качественную видеозапись на конкурс, приходится приложить определенные усилия. Кто из преподавателей занимался этим вопросом, те поймут, как порой непросто записать успешное выступление с первого раза. Кстати, в этом заключаются свои плюсы дистанционных конкурсов. Если посылается видеозапись специально подготовленная для данного конкурса, то можно выбрать лучший и наиболее благополучный вариант исполнения в отличие от выступлений «вживую», где исполнение происходит здесь и сейчас.

К своеобразным проблемам дистанционных конкурсов следует отнести следующие моменты. Если рассматривать проблему с технической стороны, то здесь акцент стоит на правильном оформлении работы, и этим должен заниматься преподаватель. При отправлении материалов для участия в конкурсе необходимо соблюдать определенные требования, суметь разместить запись на файлообменнике или канале You tube, отправить ссылку на размещенный видеофайл организаторам конкурса. Все эти проблемы под силу решить грамотному преподавателю, вооруженному знаниями в области информационно-коммуникативных технологий. Подготовка материалов для участия в дистанционном конкурсе наполняет деятельность педагога новым содержанием, способствует развитию целого комплекса новых и современных профессиональных навыков и умений. В данном случае педагог должен проявить свою компетентность в овладении ИКТ.

С другой стороны, массовость и доступность музыкально-исполнительских конкурсов приводит к девальвации звания Лауреата. Количество лауреатов в наше время чрезвычайно велико: они учатся и работают практически в каждой музыкальной школе. Еще более снижен статус звания «Дипломант».

Знакомство с технологией проведения дистанционных конкурсов мотивирует преподавателя организовывать детей на активное участие в такого рода мероприятиях. На начальном этапе обучения с помощью дистанционных конкурсов можно не только выявлять способных детей, но и развивать у детей познавательный интерес к творческой деятельности, формировать навыки самостоятельной домашней работы. Со временем у них в сознании сформируется, что компьютер – это не только средство для развлечения, а инструмент для развития способностей, проявления своих творческих возможностей.

Участие в дистанционных конкурсах является интересной формой самообразования и обмена опытом с коллегами других школ России. Материалы, подготовленные для конкурсов, можно использовать в методической работе как иллюстрацию к практической деятельности преподавателя, а также во внеклассной работе.

Таким образом, участие в дистанционных конкурсах предусматривает создание педагогических условий для интеллектуального и личностного роста обучающихся в учреждениях дополнительного образования, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования, а для педагогов становится стимулирующим фактором повышения профессионального роста и освоения новейших информационно-коммуникативных технологий.

Учитывая современную ситуацию в мире (Covid-19), когда отменяют многие очные конкурсы, дистанционные конкурсы являются своим образом «спасением» не только для учащихся, но и для преподавателей, когда работа преподавателя и учащегося остается не напрасной, а оцененной по достоинству.

Список некоторых дистанционных конкурсов:

Всероссийский конкурс «Мои таланты»

Всероссийский конкурс «Вокальное и музыкальное творчество»

Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Всероссийский конкурс «Ты гений»

Всероссийский конкурс «Юные таланты ДМШ, ДШИ»

Всероссийский конкурс «Твори! Участвуй! побеждай!»

Международный конкурс «Гордость России»

Международный конкурс «Все талантливы»

Международный конкурс «Интербриг»

Международный конкурс «Жар-птица»

Заключение

Участие в интернет-конкурсах позволяет каждому исполнителю проявить себя максимально ярко. Это связано с тем, что в условиях записи на видеокамеру и в знакомом помещении сценическое волнение преодолеть значительно легче. Музыканты априори получают право на ошибку и ее исправление: ведь конкурсную программу можно записать несколько раз и выбрать для размещения на сайте лучший вариант.

Основными достоинствами интернет-конкурсов является:

1) смягчение сценического стресса и возможность выбора конкурсантом лучшей записи;

2) минимализация материальных затрат и независимость от географии места организации конкурса;

3) открытость работы жюри;

4) возможность сравнения педагогами из разных регионов уровня подготовки своих воспитанников с достижениями победителей конкурса;

5) возможность прослушивания видеозаписей всеми заинтересованными лицами в удобное для них время, являющаяся, по большому счету, одной из форм популяризации классического музыкального искусства;

«Конкурсомания», охватившая российский музыкальный, а точнее российский музыкально-педагогический мир, объективно отражает нацеленность педагогов и учащихся на достижения, закрепленные грамотами, дипломами, сертификатами. Преподавателям они необходимы для аттестации на квалификационную категорию, учащимся – в целях декларированного современными образовательными стандартами портфолио. Не требующее больших финансовых затрат и организационных усилий, участие в интернет-конкурсах оказалось весьма перспективным и удобным в этом плане. Все это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие конкурсного движения, в том числе – виртуальных музыкальных состязаний.

Список используемой литературы:

Кузнецова С.Г. Череповецкого государственного университета №4 Статья: «Интернет-конкурсы исполнительского мастерства как феномен современной музыкальной культуры». 2013г.

2. Горностаева В. Два часа после концерта/ В. Горностаева – Дубна, 1995г.