Роль филармонии школьника
в процессе эстетического воспитания учащихся.
К числу острых проблем относится формирование музыкального вкуса слушательской аудитории.
Музыкальное воспитание, как составная часть общего процесса воспитания личности, подразумевает совершенствование форм музыкально-просветительской деятельности, что обусловлено изменениями, происходящими в различных сферах жизнедеятельности общества.
В настоящее время преподаватели музыки должны не только быть готовы не только проведению индивидуальных занятий с детьми, но и к широкой музыкально просветительской деятельности.
Современная детская слушательская аудитория пассивно воспринимают традиционные концертную и концертно – лекторскую формы подачи музыкального материала. Сегодняшнее поколение детей под влиянием компьютерных и интернет-технологий склонно к более динамичным формам контактирования, подразумевающим непосредственное участие в происходящем процессе.
Одной из наиболее распространённых форм музыкально-просветительской деятельности, используемой в практике внеклассной работы, является проведение тематических концертов, как в ДМШ и ДШИ, так и на базе общеобразовательных школ. Опыт показывает, что взаимодействие исполнителей и слушателей в ходе концерта способствует более активному восприятию музыкального материала и формированию эстетического сознания детей – слушателей. При этом наличие эмоционального контакта с аудиторией стимулирует приобретение новых знаний исполнителями – учащимися.
Взаимодействие и сотрудничество исполнителей и слушателей может быть достигнуто за счет введения в процесс концерта игровых элементов со стороны ведущего (создание словесных образов), игровых элементов со стороны слушателей – элементы викторины. В концертах желательно использовать современные технические средства, видео материалы.
Эффективность музыкально-просветительской деятельности повышена в случае проведения не отдельных концертов, а цикла тематических концертов для определённого слушателя – «Филармония школьника».
Работая много лет в музыкальной школе, я увидела необходимость в создании эффективной формы концертной практики для детей в целях воспитания сценической выдержки учащихся и накоплении репертуара.
Проблема сценической выдержки краеугольный камень исполнительского процесса и всего процесса обучения музыканта-исполнителя: «зажатость» и срывы на эстраде - проблема очень многих как инструменталистов, так и вокалистов, а также теоретиков-лекторов.
Основные параметры сценической выдержки:
- владение временем;
- верная работа и надёжность памяти;
- умение приспособиться к сценическому выступлению, как к специфическому стрессу;
- владение собой в экстремальных условиях;
- владение вниманием;
- владение энергией;
- доминантное состояние.
Способы работы над развитием и укреплением сценической выдержки:
1.Повторное исполнение произведения, текста.
2. Частые выступления на эстраде.
Природа творческого процесса в том, чтобы в каждом шаге рождалось новое, делалось открытие. А специфика сценического выступления в том, чтобы наибольшие открытия совершались прежде всего на сцене. Выучивание программы — это большой труд преподавателя и учащихся. Исполнение только на академическом концерте это очень мало, нужны частые выступления на эстраде. Великий пианист Святослав Рихтер говорил, что только при четвертом публичном исполнении он смог добиться удовлетворительной для себя интерпретации произведения. Если С. Рихтеру нужно 4 раза обыграть программу, то сколько тогда нужно нашим детям-ученикам? Надо создавать условия для частого выступления школьников.
Как же приобрести радость публичных выступлений?
Когда исполнитель инструменталист, вокалист или лектор проживает каждый звук, каждую фразу, то другие эмоции и мысли (страх забыть текст, сбиться в нужном месте и др.) не могут поместиться в нем, не остаётся места. Работа над интерпретацией заставляет вслушиваться в определённом эмоциональном состоянии, в готовности к быстрому переходу в его оттенок или переключение на другое настроение.
В процессе создания сочинения композитор, безусловно, вдохновлён. И если исполнитель познает такую же радость, какую испытал автор в момент творчества, что-то новое и необычайное входит в его исполнение. Необходимо сделать произведение частью самого себя. В этом поможет профессиональный показ преподавателя и примеры музыкального исполнительства.
Основная цель и итог работы педагога и учащегося – это стремление к художественно законченному исполнению на концертной эстраде. Для многих учащихся публичное выступление является не простым делом. Важной предпосылкой удачного концерта является предварительный отдых, бодрое, хорошее состояние здоровья, свежесть души, а также высокое душевное напряжение, без которого не мыслим человек, выступающий на эстраде. В музыке нужно выкладываться. Хорошее исполнение не только доставляет удовольствие широкой публике, исполняя произведения мастеров, но и постоянно повышают её художественную культуру и музыкальный кругозор. Концертная деятельность гораздо приятней и менее утомительна, чем преподавательская, особенно если доставляешь слушателю радость. Общий жизненный тонус повышается и, кажется, что в жизни больше «роз, чем шипов».
Важным моментом в работе преподавателя является найти слушательскую аудиторию и подготовить программы.
Для подготовки проекта «Филармония школьника» важно обратить внимание на репертуар. Необходимо использовать ранее выученные произведения для накопления репертуара и использования их в произведениях с различной тематикой, приобретение нотной литературы, особенно новинок. Интересные произведения концертного репертуара, популярная классическая музыка, джазовые произведения дети должны повторять и тем самым расширять репертуар. Повторять любимые произведения ученику очень полезно.
Можно исполнять в кругу семьи, гостям, в школе на разных мероприятиях, в музыкальной школе на концертах и в «Филармонии школьника».
Программы концертов должны быть развлекательно-познавательными и строиться от простого к сложному, от общего к частному, форма и содержание составлять эстетическое единство. Слушателям нравится живое творческое общение. Дети с удовольствием принимают участие в музыкальных викторинах, активных музыкальных играх, делятся впечатлениями.
Приобретённые знания нужно стараться применить в новых произведениях, то есть суметь найти аналогичные «места», увидеть и применить общие технические принципы и приёмы. В музыке ничего не возникает на «пустом» месте, каждое новое произведение как-то перекликается с ранее изученными.
Таким образом, целью педагога является воспитание самостоятельного мышления ученика, умение осмысленно работать над музыкальным текстом.
Всё вышеперечисленное выводит процесс обучения на творческий уровень, а это один из основных принципов развивающего обучения.
В настоящее время сложились основные формы филармонической работы: лекции концерты для детей разных возрастных категорий, для студенческой молодёжи, симфонические вечера с непременным участием лектор-музыковеда, литературно-музыкальные композиции, оперы в концертном исполнении и другое. В заключение хочется сказать, что в способах пропаганды музыкальной культуры поле деятельности безгранично.
Используемая литература:
Смирнова Э. Русская музыкальная литература. Учебник для 6-7класса ДМШ., - М., «Музыка», 2021.
Козлова Н.
Русская музыкальная литература. Учебник для ДМШ, третий год обучения. - М., «Музыка», 2013
.
Шорникова М. Русская музыкальная классика. Учебник для ДМШ, третий год обучения. - Ростов -на -Дону, «Феникс», 2011.
Русская музыкальная литература. Выпуск
IV
. Общая редакция Михалков М., - Ленинград, «Музыка», 1985.
Асафьев Б. «Симфонические этюды». – М., «Композитор», 2008.
История русской музыки. 8т., - М., «Музыка», 1994.
Сидорова М. Музыкознание и музыкально – прикладное искусство» МГИК, 2015.
Урок в современной школе. РГПУ им. А. И. Герцена, выпуск 7, Санкт- Петербург, 2013.
Материалы Второй международной конференции на тему: «Славянская музыка в просветительской работе», Харьков, 2004.