Загадки Шекспировских сонетов

Аннотация: Имя Уильяма Шекспира известно каждому, а его личность и творчество до сих пор вызывают живой интерес не только в его родной Англии, но и во всем мире. Составной частью этого интереса является так называемый «Шекспировский вопрос», -попытка приписать созданные Шекспиром пьесы, поэмы и сонеты другим авторам.

Ключевые слова: Уильям Шекспир, Ренессанс, Сонеты Шекспира

Annotation: The name of William Shakespeare is known to everyone, and his personality and work are still of great interest not only in his native England, but all over the world. An integral part of this interest is the so-called "Shakespearean Question", an attempt to attribute Shakespeare's plays, poems and sonnets to other authors.

Key words: William Shakespeare, Renaissance, Shakespeare's Sonnets

 

РЕЦЕНЗИЯ

на проектную работу обучающейся 9д класса

МБОУ «Гимназия №11»

Муртузалиевой Аиды

на тему: «Загадки Шекспировских сонетов»

В статье Муртузалиевой А. рассматриваются сонеты Уильяма Шекспира. Гениальный английский поэт и драматург Уильям Шекспир оставил человечеству в творческом наследии своем немало загадок, причем самые интригующие из них, безусловно связаны с венцом его поэтического творчества – сборником  сонетов. Свое название жанр этот получил от провансальского слова Sonet , что переводится  на русский язык как «песенка». Еще в начале ХШ века на смену рыцарской поэзии Прованса пришла сонетная форма стиха, которая затем была дружно воспринята придворными поэтами короля Сицилии.
     Сонет - своеобразный жанр поэзии. Автором первого, дошедшего до нас сонета, был поэт «сицилийской школы» Джакомо да Лентини, создавший свои произведения между 1215 и 1233 годами. Именно здесь, в Италии, в конце ХШ века и определились основные канонические правила написания сонета. Классическая итальянская форма сонета трудна:  в стихотворении из четырнадцати строк первая строка должна вводить читателя в тему стихотворения, первое четверостишие (катрен) обязано изложить тему, второе – развить ее, а в двух трехстишиях (терцетах) должно быть найдено решение темы.

Среди многочисленных загадок, связанных с творчеством Вильяма Шекспира, вопрос о времени создания его сонетов является ключевым. Попробуем же найти ответ на него, равно как и на другие, не менее загадочные вопросы, связанные с написанием бессмертных сонетов.
     Стихотворная форма, выбранная Шекспиром для своих сонетов, полностью совпадает с таковой в сонетах Филипа Сидни.   Шекспир был последователем великого писателя, но только при условии его близости к литературным кругам  знакомство с циклом сонетов Сидни могло состояться в 1584 – 1587 годах.

В качестве замечаний и рекомендаций хочу отметить, чтобы продолжила работу над развитием данной темы, который, несомненно, пригодился бы при изучении зарубежной литературы.

Следует отметить, замечания и пожелания не снижают общей положительной оценки проектной работы Муртузалиевой Аиды, которая выполнена на достаточно высоком научно-практическом уровне.

Рецензируемый проект Муртузалиевой Аиды ««Современные тенденции и перспективы развития английского языка» представляет собой серьезную , самостоятельно выполненную, содержательную, практико-ориентированную исследовательскую работу, вносящую определенный вклад в развитие школьной науки и практики.

Рецензент считает, что исследовательский проект отвечает требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и рекомендуется к защите.

Рецензент:

_______________ Дибирова З.Я.

«___»_______________2024г.

Ренессанс происходит от французского слова "renaissance". Окончательно Ренессанс был признан историком искусства Джорджо Вазари в середине XVI века. Эпоха Возрождения длилась с середины XIV до конца XVI века. Италия считается колыбелью Ренессанса и самой ранней страной, вступившей на буржуазный путь развития.

Вместе с этим в изобразительной жизни постепенно набирало силу новое направление - гуманизм (лат. "humanis"). Главным содержанием искусства стал человек, его земная жизнь и борьба за счастье. В борьбе с церковным мировоззрением гуманисты опирались на античные образы в литературе и искусстве. Гуманисты находились под влиянием радости жизни и человеколюбия в наследии античности. В античных статуях Бога они видели прекрасный, хорошо сформированный, одухотворенный образ человека, очень близкий к их собственному представлению. Поскольку церковь считала человеческое тело греховным "вместилищем дьявола", художники эпохи Возрождения вдохновлялись этим, рисуя обнаженные натуры в мраморе и красках и воспевая красоту человеческого тела.

23 апреля 1564 года Уильям Шекспир родился в Стратфорде, большом провинциальном городе. Его отец был богатым ремесленником, стегальщиком и торговцем. Отец был видным деятелем города и одно время занимал пост мэра. Шекспир учился в так называемой Грамматической школе, женился в возрасте 18 лет и около 1587 года переехал в Лондон. Тэмон работал театральным инженером, а затем присоединился к труппе Бэлвиджей, основателей первого лондонского театра; с 1599 года эта труппа выступала в "Глобусе", большом публичном театре, где ставились произведения Шекспира. Затем Шекспир начал писать собственные пьесы для театра и вскоре стал знаменитым. В последние годы жизни Шекспир оставил театр и вернулся в деревню, где и умер в свой день рождения в 1616 году.

Поэт и драматург, Роберт Грин верил во всех и вся, а не в божью "справедливость", как пушкинский Сальери; в 1592 году, находясь в нищете, он написал сатирический памфлет "Сожаления миллиона людей", опубликованный в 1593 году. Оноабраш осыпает Шекспира оскорблениями ("наглец", "ворона, показывающая свои перья", "шутник, считающий себя единственным хозяином сцены") и не обращается к нему по имени.

Таким образом, Шекспир оставался любимцем поколения XVII и XVIII веков, вероятно, до середины XIX века, как полуобразованный варвар, но "храбрый" поэт, создавший шедевры, полные врожденной наивности.В 1857 году американка Делия Бэкон опубликовала книгу под названием "Расшифровка философии шекспировских пьес". Она задавалась вопросом, как полуобразованный человек мог создать произведение, требующее не только ума и таланта, но и обширных исторических и культурных знаний.

Так возник шекспировский вопрос: является ли Шекспир Шекспиром, то есть автором уникальных литературных произведений, которые носят его имя?

Делия Бэкон приписывала эти произведения Фрэнсису Бэкону, современнику Шекспира и одному из основоположников современной философской мысли и английской интеллектуальной прозы. Ученые-шекспироведы прислушались к ее мнению, но отвергли авторство Бэкона. Со времен Фрэнсиса Бэкона никто не смог доказать, что он писал стихи, хотя он был образованным человеком своего времени.

Бэкон, сам бедный, страдающий от проблем и чрезвычайно увлеченный своими идеями (он даже пытался вскрыть могилу Шекспира ночью с помощью рабочего, чтобы найти новые доказательства своей теории), закончил свои дни в психушке.

Кристофера Марлоу (поэта, жившего в том же XVI веке, что и Шекспир) также называют амбициозным автором шекспировских пьес. Он намного превзошел раннюю славу Шекспира. Марлоу представлял поколение культурных, талантливых и развратных "университетских мозгов". Его необыкновенный талант и амбиции привели его не только в мир литературы, но и в политику. Это привело его к краху.

В мае 1593 года, будучи пьяным на окраине Лондона, Марлоу был ранен кинжалом в висок наемным убийцей во время драки. В это же время под именем Шекспира было записано его первое произведение - поэма "Венера и Адонис". Версия: Высокопоставленные покровители не предали Марло и помогли ему бежать на континент, инсценировав убийство, откуда он должен был отправить свое новое произведение в Англию, замаскировав имя Шекспира под маску. Но эта версия лопается как "мыльный пузырь" при сопоставлении фактов.

Кристофер Марлоу, жизнерадостный гений XVI века, так называемый "мозг университета", был непоследователен, ленив и трудолюбив, и трудно поверить, что он написал 40 пьес и 154 сонета.

Из всех произведений, написанных Шекспиром, до нас дошли 39 пьес и 154 сонета.

Макбет, Юлий Цезарь, Буря, Кориолан, Зимняя сказка, Двенадцатая ночь - всего 18 пьес (половина всех написанных Шекспиром пьес), без его друзей, актеров Хемминга и Конделла, мы бы, скорее всего, никогда не узнали их текстов. Эти пьесы были опубликованы в 1623 году, через семь лет после смерти драматурга.

Рукописи не сохранились. Они должны были храниться в "Глобусе", но погибли во время пожара в июне 1613 года.

Еще одна загадка: Что побудило Шекспира уйти на покой в зените славы и успеха, когда ему еще не исполнилось и 50 лет? Возможно, это была болезнь. Во всяком случае, по мнению опытных исследователей почерка, все три завещания Шекспира были подписаны рукой больного человека.

Недавно на основании характеристик его посмертной маски был поставлен гипотетический диагноз: Шекспир заболел очень редким раком, поражающим оболочки глаз.

Сонет - это 14-строчное стихотворение, написанное на один мотив, созданное, вероятно, бардами Прованса в XIII веке. Сонет в переводе с провансальского означает "песня". От них сонет перекочевал в Италию, где его развивали и использовали различные поэты. Одним из величайших поэтов, создавших сонеты, является Данте, который посвятил их своей возлюбленной Беатриче. Его соотечественник Франческо Петрарка был первым поэтом-гуманистом, воспевшим прекрасную Лауру. В XVI веке форма сонета перешла от итальянских поэтов во Францию, Испанию и Англию.

Английский сонет, как и классический итальянский сонет, состоял из 14 строк и был написан ямбическим пентаметром. Однако если итальянский сонет состоял из двух четвертных нот и двух куплетов, то английский сонет - из трех четвертных нот и одного куплета, содержащего заключение всего сонета. Сонеты появились в Англии во времена правления Генриха VIII благодаря подражателям Петрарки - Уайатту и Салли. Однако эти два поэта успели лишь проложить себе дорогу. Уайетт был заключен в тюрьму на пять лет, его здоровье ухудшилось, а Серай был обезглавлен и погиб на виселице; Шекспир писал сонеты в последнее десятилетие XVI века.

Шекспир написал 154 сонета. Из них с 1 по 126 посвящены его друзьям, остальные - близким людям.

Это люди, бесконечно дорогие поэту. Зачем посторонним знать о них?

Кто же его друзья? - Молодой, знатный, богатый и щедрый.

Образ такого друга связан с одним из высокопоставленных покровителей Шекспира, Генри Рисли, графом Саутгемптоном, культурным аристократом и любителем театра: Именно он скрыт в инициалах посвящения на титульном листе первого издания 1609 года.

"Лорду У.Х.".

Отдавая дань уважения своему другу, Шекспир выражает основополагающий принцип эпохи Возрождения, провозглашенный еще в Италии Пико делла Маладора: величие человека.

Сонеты Шекспира знакомы всем образованным людям. Считающиеся вершиной поэтического мастерства и переведенные, пожалуй, на все языки мира, они известны уже 300 лет. Их читали сотни миллионов людей.

Предисловие к полному собранию сонетов Шекспира на английском языке гласит. Желание, разочарование, ревность, любовь, прощение. ...... "В сонетах Шекспир говорит с нами голосом особого персонажа - поэта". Эмоции и наблюдения, которыми проникнуты стихи этого сборника, передаются нам через него.

Нил Радинштейн, один из ведущих литературных критиков Америки и бывший ректор Гарвардского университета, пишет в своей книге "Идея порядка": "Сонет - это собрание стихов не только о поэте, но и о его собственной жизни и творчестве:

Существует обширная литература о сонетах. Можно даже сказать, что возникла специализированная отрасль литературоведения: сонетоведение. Сонеты проанализированы и изучены до мельчайших деталей, но они по-прежнему окутаны тайной.

Когда они были написаны (впервые опубликованы в 1609 году)? Мы даже не знаем, кому они были посвящены. Неизвестно, описывают ли они реальное событие или являются лишь литературным упражнением. Неизвестно также, предназначалась ли она для публикации. Неизвестно даже, одобрял ли сам Шекспир их публикацию. Неизвестно также, располагал ли Шекспир их в том порядке, в котором они были опубликованы.

До сих пор ведутся споры о том, являются ли сонеты автобиографическими или чисто литературными произведениями, не связанными с каким-либо человеком или событием. На мой взгляд, сонеты не похожи на чисто литературные упражнения, написанные для практики, как бесконечные этюды мученика музыкальной школы. Они имеют ярко выраженный описательный характер и обращены к конкретному человеку или ситуации. Большинство сонетов содержат любовные проклятия и клятвы в вечной верности. Во всех них чувствуется буйная страсть. Нежелание видеть в сонетах что-то автобиографическое, похоже, проистекает из неспособности увидеть связь между описанными в них событиями и известными фактами из жизни стратфордского ростовщика Уилла Шекспира, автора книг о Шекспире.

В результате получился очень странный профиль личности. Наш Шекспир" кажется очень странной фигурой. В более чем 100 сонетах он описывает свою любовь к "прекрасному юноше" (который, кажется, отвечает ему взаимностью) и настойчиво требует от него немедленного деторождения; или страстно обращается к "безобразной женщине", с которой, кажется, состоит в интимных отношениях, одновременно оскорбляя ее или уводя в любовницы; или жалуется на соперника; или прощает того же "прекрасного юношу", который кажется его соперником; или сетует на бремя своих лет в старости.

Некоторые шекспироведы, основываясь на этих откровениях автора, считают, что великий бард был гомосексуалистом или бисексуалом. Независимо от сексуальной ориентации автора сонетов, российские исследователи утверждают, что "важнейшим образом сонета является сам поэт, способный на бескорыстную и незаслуженную любовь, радость, восхищение, страдание и прощение, а также глубокий мыслитель" [Луков, Флорова 2009] [Луков, Флорова 2009].

А.А. Аникст, ведущий советский шекспировед, пишет: "Лирический герой стихотворения не может быть безоговорочно отождествлен с личностью автора. Перед нами не тот портрет поэта, который он показывает своим близким в повседневной жизни. Однако способность раскрывать высшие духовные способности человека в процессе творчества доступна лишь тем, кто обладает высшими духовными качествами. Сонеты Шекспира, даже если они не являются непосредственно автобиографическими, многое говорят нам о том, каким человеком был их автор".

Список использованной литературы:

Уильям Вордсворт. Избранная лирика

: Сборник/

Составл

. Е. Зыковой. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. - На русском языке с параллельным русским текстом. ОЦР Бычков М.Н.

Макс Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 2: XVI столетие. 2-е изд.,

испр

, Москва, 2022г

Моисеев, П. А. История искусства и литературы. Литература эпохи Возрождения [Текст

] :

учеб. пособие / П. А. Моисеев ; Пермский филиал Нац.

исслед

. ун-та «Высшая школа экономики». —

Пермь :

Редакционно-издательский отдел НИУ ВШЭ – Пермь, 2014. — 30 экз. — 96, [2] с. (в обл.).

https://stihi.ru/2017/09/05/5449-

Сонеты Шекспира в переводах С Маршака.

Марк

Орлис

.