РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования раскрывает художественно – эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
«Красота спасет мир…» На первый взгляд знаменитое высказывание Ф.М. Достоевского – просто красивая фраза. Однако это высказывание имеет отчетливо – конкретный смысл. Речь идет о красоте человека, внутренней красоте, о красоте души. Именно красота души каждого человека и способна в совокупности изменить мир, в котором человек живет.
Художественно-эстетическое воспитание - целенаправленный, процесс формирования творческой личности дошкольника, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Изучением этой проблемы занимались отечественные и зарубежные педагоги, психологи – Д.Н. Джон, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В настоящее время эстетическое воспитание – главная задача дошкольного образования.
Художественно – эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Важным фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство.
Искусство — это источник формирования творческих способностей ребенка.
К Искусству относятся: изобразительное искусство, музыка, литература,
архитектура, дизайн, театр и т.д.
ИСКУССТВО— побуждают творческое начало, формируют и развивают человека разносторонне
Кроме искусства на личность влияют и другие условия и средства:
- развивающая среда:
- красота отношений между людьми;
- обстановка;
- внешний вид человека.
- природа:
- животные мир;
- природа.
- художественная деятельность:
- театрализованные игры;
- словесно — художественное творчество;
- изобразительное и декоративно — прикладное творчество
Занятия художественно — эстетического цикла (ИЗО, лепка, музыка, аппликация) в детском саду, являются важными для всестороннего развития детей.
- учатся видеть и чувствовать прекрасное и великое;
- развивается художественный вкус;
- учатся выражать свои чувства, эмоции, от увиденного и услышанного;
- учатся мыслить, рассуждать,
- развитие творческих способностей, речи;
- формируются навыки восприятия художественных произведений;
- развитие культуры поведения, культуры речи;
-развивается бережное отношение к природе, к братьям нашим меньшим, человечеству;
- учатся трудится, доводить работу до конца;
- становятся более ответственными
- развитие культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания. У дошкольников формируется отношение к миру, происходит развитие эстетических качеств будущей личности. Всестороннее развитие и воспитание детей в процессе художественной деятельности происходит не само по себе, а в соответствии с требованиями самой изобразительной деятельности. Лучше использовать методы, приемы, которые будут вызывать хорошие эмоции у детей. Чем ярче будут впечатления, чем содержательнее и интереснее их жизнь, тем лучше будет развиваться воображение, а рисунки будут интересными, разнообразными и красивыми.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при взаимодействии детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. У каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Задача воспитателя - помочь семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие музыкальные произведения подойдут для слушания, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества. Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует основы для дальнейшего формирования духовной культуры и богатства человека.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
- одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство этим процессом со стороны педагога, ибо характер и уровень отношений в этом возрасте определяют взрослые;
- педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок;
- данная работа кропотливая, требующая от педагога умение систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.