«Роль интерактивных игр в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ».

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний и ускорить процесс их освоения. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Эти технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, что определяется нормативно- правовыми документами, регламентирующими применение ИКТ на уровне начального общего образования (НОО).

В наш век компьютерных технологий логопеды все чаще применяют на своих занятиях интерактивные игры.

Интерактивные- от англ. (inter – “между”; act – “действие”), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. С помощью интерактивных игр можно организовать как диагностику речевого развития, так и логопедическую работу по коррекции и развитию различных компонентов речи.

Интерактивная игра- современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями.

Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.

Целью применения интерактивных игр на коррекционных занятиях является создание комфортных условий обучения, при которых ребенок с ОВЗ чувствует свою успешность, а также повышение мотивации к обучению.

Задачи:

- развитие основных психических функций: мышление, внимание, память;

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, анализа, гибкость мыслительных процессов);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Современного ребёнка, с раннего возраста, включённого в аудио-и видео-среду, очень трудно привлечь и удивить традиционными средствами обучения. Так как компьютер очень плотно вошел в нашу жизнь и в педагогический процесс, в частности, то актуальность данной темы очевидна. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. Поэтому, целесообразно, строить занятия с учетом использования ИКТ.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом, придает игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний или их применения.

Преимущества использования интерактивных игр на коррекционных занятиях:

– осуществляется повышение мотивации к логопедическим занятиям;

– предотвращается утомляемость детей на занятии;

– развиваются внимание, зрительно-моторная координация, познавательная активность;

– расширяется сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;

– визуализируются акустические компоненты речи; 

– происходит незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

– осуществляется быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Целесообразность использования онлайн игр, по федеральным государственным требованиям (ФГТ), на разных этапах образовательной деятельности различна. А определение места интерактивной дидактической игры в структуре ОД во многом зависит от правильного понимания педагогом функции дидактических игр и их классификации. Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающая, участвуя в ней школьники, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовке к игре.

Контролирующая, цель этой игры состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребенку необходима определенная подготовка.

Обобщающая, требует интеграции знаний. Она способствует установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в различных ситуациях.

Интерактивные игры повышают мотивацию ребенка к процессу познания, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают также творческие способности ребенка. Применение интерактивных игр на занятиях вызывает у детей стремление к поиску правильного решения к размышлению. Главным преимуществом таких игр является наглядность, а так же восприятие новой информации на слух, с помощью движения объектов.

Используя в своей практике интерактивные игры, учитель-логопед должен учитывать требования при подборе интерактивных игр для детей с ОВЗ:

Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития.

Учет структуры дефекта.

Подбор игрового материала с постепенным усложнением.

Связь содержания игры с системой знаний ребенка.

Соответствие коррекционной цели занятия.

Учет принципа смены видов деятельности.

«Мерсибо» - интерактивный педагогический портал для специалистов и родителей, на котором можно найти увлекательные игры для преодоления недостатков устной и письменной речи, а также для развития познавательных процессов – внимания, памяти, мышления.

Преимущества игр «Мерсибо»

Безопасны для детского здоровья т.к. длятся 2-3 минуты, ребенок не устает и полностью сосредоточен на игре.

Адаптируются под индивидуальные возможности детей (можно настроить сложность, скорость и продолжительность игры под свои задачи).

Повышают вовлеченность и мотивацию.

Подходят для групповых занятий (можно выводить игры на интерактивную доску, стол, проектор).

Возможность выбора игры под конкретные педагогические задачи (звукоподражание, артикуляционная гимнастика, речевое дыхание, связная речь, моторика, лексика).

LearningApps.org позволяет быстро и просто создавать игровые упражнения с мультимедийными эффектами, оформленные в единый модуль. Он-лайн сервис LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.

Целью данного приложения является собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным.

Сервис позволяет создавать разные типы упражнений: «Хронологическая линейка», «Классификация», «Кроссворд», «Заполнить пропуски», «Викторина с выбором правильного ответа» и другие.

Можно создать упражнения самостоятельно по шаблону или выбрать подходящее из каталога и добавить его в свой курс.

LearningApps.org  это бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн-сервисов, которые используют в своей работе преподаватели.

Плюсы сервиса:

- Регистрация на сайте требуется только для создания собственных упражнений.

- Позволяет создать, используя шаблоны, более 20 видов игровых упражнений и онлайн-игр.

- Позволяет использовать чужие упражнения как шаблон для создания своих.

Логозаврия – на данной портале можно найти обучающие и развивающие компьютерные игры и флеш-игры для дошкольников и младших школьников, которые могут использоваться в образовательных учреждениях и дома.

Шкатулка логопеда. Здесь автор дает нам рекомендации по развитию речи детей, различные онлайн игры по формированию речевых компонентов.

Joytekaсервис разработанный для разных форм обучения: от проведения занятия в классе до выдачи увлекательного домашнего задания.

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на коррекционных занятиях с применением ИКТ:

– использование новых моделей компьютера;

– работа с компьютером не более 2х раз в неделю;

– проведение гимнастики для глаз;

– работа за компьютером не более 5-7 мин. в зависимости от возраста ребенка;

в течение коррекционного занятия необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.

Т.о мы видим, что интерактивные игры способны:

- повысить эффективность занятий, помочь добиться динамики даже с неговорящими и гиперактивными детьми;

- наладить эмоциональный контакт, снизить беспокойство и страх ребенка перед специалистом;

- вызвать живой интерес, желание играть и заниматься без дополнительных уговоров.

Основываясь на личном опыте, можно сказать, что применение интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность восприятия и обучения детей с ОВЗ.

Автор статьи учитель-логопед Абдурахманова О.Ш.