Роль классного руководителя
в повышении эффективности образовательной деятельности

Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность.
Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
В современных работах по педагогике утверждается, что в настоящее время эффективность работы классного руководителя определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. 
В то же время в условиях модернизации образования на первый план всё-таки выходит показатель  уровня и качества обученности выпускника, что подтверждается критериями оценки эффективности деятельности образовательного учреждения и  формами итоговой аттестации. 
Категория ?уровень воспитанности? до сих пор во многом категория абстрактная, а категория ?уровень обученности? вполне конкретна. Как мы воспитали ученика – покажет время, а как научили – контрольный срез уже через месяц.
На мой взгляд,  важно направить свою деятельность на решение следующих задач:
•Сплочение классного коллектива через разнообразные формы внеурочной деятельности.
•Привлечение родителей к совместной деятельности по обучению и воспитанию ребёнка.
•Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
•Формирование у обучающихся осознанного позитивного отношения к учёбе и успеваемости.
•Формирование положительной учебной мотивации  через внеурочную деятельность и участие  обучающихся в различных образовательных событиях.
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника. Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Для повышения качества образования школьников классный руководитель может использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники.
Внеклассная работа – это работа в ДО. И чем больше детей будет охвачено в ДО, тем будет выше и качество образования. Анализ воспитательной работы за прошлый учебный год показал, что 90% учащихся нашей школы включены в систему ДО. Есть классные коллективы, в которых 100% охват детей ДО 
охвачены участием в предметных олимпиадах более 80%, среди которых некоторые выполняли задания не по одному предмету. 
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. 
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить наш педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.