* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 24pt; font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Роль классного руководителя в современной школе.

Наши воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. И именно от учителя зависит, какими будут эти воспоминания у детей: добрыми или неприятными. Классный руководитель – это человек, к которому учащиеся обращаются со своими неприятностями, делятся своими радостями и тайнами; который помогает разрешить конфликты с родителями, педагогами; который спокойно и грамотно выйдет из затруднительных ситуаций, сохранив мир как в детском, так и в родительском коллективе. Это учитель, который сочетает в себе качества воспитателя, психолога, психотерапевта, педагога и даже медика. И именно такой классный руководитель нужен в современном образовании.

Некоторые учителя считают классное руководство дополнительной работой к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной, неотъемлемой частью образования. Работа классного руководителя трудна и требует огромной ответственности от учителя, затрат физических и эмоциональных сил. Но всё же, классное руководство нужно детям, так как именно к своему учителю они идут со своими вопросами, тревогами, радостями.

Какой же он, современный классный руководитель? Современные педагоги Е.А. Алисов, Л.С. Подымова считают, что «… основным в работе классного руководителя являются содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем».

Классный руководитель должен быть не только наставником, но и другом, защитником, помощником. Человеком, который может помочь ученику приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя творческой, самостоятельной личностью, способной без страха войти в этот мир. Задача классного руководителя - объединить всех, соединить, защитить, а успех придет обязательно.

Классный коллектив – это мир, в котором выстраиваются взаимоотношения, решаются многие задачи, в том числе и нравственные, формируется отношение к образовательным предметам, результативность качества их усвоения, происходит становление личности, социализация и многое другое. Но чтобы всего этого добиться, классный руководитель должен завоевать авторитет среди своих учеников. Многие задаются вопросом: почему одних учителей школьники уважают, любят, а других – нет. А причина именно в наличии или в отсутствии авторитета среди детей. Классных руководителей, часто называют «вторыми мамами». В принципе, так и есть. Ведь учителя всей душой переживают за своих учеников, радуются вместе с ними, печалятся. Дети очень тонко чувствуют заботу о них, любовь к ним, сопереживание. И только имея авторитет у детей, классный руководитель сможет установить контакт с ребятами, ихиродителями и учителями-предметниками, помочь обеим сторонам прийти к конструктивному общению.

Каждый педагог так или иначе преобразует педагогическую деятельность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

Сегодня, в современном мире, где очень сильно развиты информационные технологии, и мир не стоит на месте, в школу приходят другие дети. Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо. А это значит, что и классные руководители должны измениться! В настоящее время мало знать психологию ребенка, необходимо знать, в какой среде он воспитывается, кто его родители, друзья, чем он увлекается. А для этого важно создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка в коллективе класса.

Сегодня много времени дети проводят за компьютером, в социальных сетях. Также в интернете есть большое количество платформ с полезной, для учащихся, информацией. Классный руководитель может использовать данные платформы не только в обучении, но и в воспитании. Значит и формы работы с детьми будут близки детям.

Также должен меняться и формат родительских собраний, новые формы общения, сотрудничества. И здесь на помощь уже во многие школы приходят новые технологии. Но всё это не отменяет индивидуальные и коллективные личные встречи с родителями.

Современное общество ставит такие задачи перед школой, как развитие творческих способностей каждого ребенка, формирование творческой личности и готовность её к познавательной, творческой и общественно-трудовой деятельности. Значит, классный руководитель должен стремиться реализовывать одну из важнейших целей своей деятельности – воспитание творческой личности.

В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, разрушение личности. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Нравственность должна стоять на первом месте и вести за собой интеллект. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в силах классного руководителя помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.

Творческий подход в работе классного руководителя – это непрерывный процесс постоянного совершенствования. Только творчество педагога направлено не на создание нового, а на развитие существующего. Учитель вкладывает свои знания и умения в совершенствование личности и знаний своих учеников. Творческий подход не только помогает в работе, но и повышает ее результаты.

Успех школы, успех учеников – это в первую очередь заслуга классных руководителей, берущих на себя всю ответственность за жизнь своего класса, а значит – и за всю общую школьную жизнь. Классный руководитель сегодня – это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету. Работа классного руководителя трудная, но интересная и творческая.

«Классный» – значит лучший, удивительный, значит надёжный, понимающий, значит образец во всём! «Руководитель» - это тот, кто направляет, ведёт правильным путём. Это только нам кажется, что мы воспитываем детей. Но и они тоже воспитывают нас. Дети учат нас терпению, спокойствию, учат видеть мир в его красоте, восхищаться жизнью, забывать о трудностях.

Литература

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000. 256 с. 23. Щуркова Н.Е. Н.Е. «Классный руководитель», настольная книга, Педагогическое общество России, 2000. 276 с. 24. Юнг К.Г. Человек. М.: АСТ-Пресс, 2007.

2. Туманова И.П. Использование ИКТ в организации работы классного руководителя в воспитательной среде «ученик-учитель-родитель». Информатика и образование. 2011. № 6.

3. Современные подходы к организации деятельности классного руководителя: сборник методических материалов / под общ. ред. О. В. Грединой, канд. пед. наук, ректор ГАОУ ДПО СО «ИРО. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017.

4. Приходько Ю.И. Роль классного руководителя в современном образовании: новые функции и направления деятельности. Электронная газета «Интерактивное образование». 2021. № 94