Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств №

Миасского городского округа

«Роль концертмейстера на уроках классического танца

или

Концертмейстер – НЕ мебель!»

(из личного опыта)

Выполнила:

Корчагина Н.А.

Миасс 2023 г.

…Интересная все-таки профессия – концертмейстер классического танца. И звучит солидно, хотя можно, наверное, и по-простому ее называть – аккомпаниатор. Но, согласитесь, первое слово гораздо красивее.

Слово-то солидное, а вот деятельность, как мне казалось до определенного времени, - не очень солидная и не очень важная, совсем незаметная. Человек за роялем – как бы приложение к музыкальному инструменту. Мебель с глазами, которые смотрят в ноты, руками, которые бегают по клавишам, и ногами, которые иногда жмут на педаль.

Но, проработав энное количество лет, в какой-то момент начинаешь понимать: «Нет, НЕ МЕБЕЛЬ!»

Есть в этой профессии свои радости и огорчения, свои плюсы и минусы, причем плюсов несравненно больше. И самый большой из них – то, что профессию концертмейстера полюбить можно, а разлюбить - нельзя! И чем дольше работаешь, тем больше любишь. Выгорания, свойственного всем творческим профессиям, здесь НЕТ и быть НЕ МОЖЕТ. Разве можно «выгореть», ежедневно общаясь с классической музыкой?.. Как раз наоборот! Летние каникулы концертмейстеру классического танца кажутся бесконечно долгими и просто нет сил дождаться, когда настанет сентябрь, в класс легкими шажками впорхнут юные балерины и под прекрасную, прославленную в веках музыку начнут вспоминать (после лета – корявенько и неуверенно) жетэ, батман тандю, деми и гранд плие…

Так вот, профессию концертмейстера мне довелось «примерить» на себя примерно через 3-4 года после того, как я пошла в музыкальную школу. Как это вышло?.. Родители и их друзья любили петь, а я всегда любила подбирать на пианино песни с аккомпанементом.

Концертмейстером же классического танца я стала по приглашению Ирины Александровны Дырдиной, моей сокурсницы, которая в начале 2000-х годов осваивала новую для себя профессию хореографа. Рядом с ней и я пыталась войти в роль концертмейстера. Дали мне ноты с французскими названиями упражнений. Ирина Александровна к тому времени уже легко ими оперировала, а вот я, в легкой панике, листала страницы, пытаясь найти среди названий пьес что-то похожее на «кудепье», «ронд-де-жамб», «батман фондю». Те уроки были настоящим испытанием для меня. Хотелось делать все качественно, хорошо, безупречно, вовремя и быть не обузой для педагога, а правой рукой, понимать его с полуслова-полувзгляда. Педагог был мною доволен, его все устраивало, а меня – нет.

Постепенно шло становление хореографического коллектива «Конфетти» (поначалу он назывался «Русалочкой»).

Весенние концерты становились все более продолжительными, концертные номера – более сложными и оригинальными. Ирина Александровна завела традицию, которую за все годы существования коллектива мы ни разу не нарушили. А традиция была такова.

После каждого «отчётника» мы обязательно созванивались, и я, по просьбе Дырдиной, давала ей подробный анализ мероприятия: оценивала сценарий, конферансье, свет и звук, сценографию, костюмы участников, качество исполнения, замеченные недочёты и удачные места, общее впечатление. Конечно, какой из меня критик?.. Я считала – никакой. Но Ирина Александровна слушала внимательно, что-то уточняла, что-то объясняла, с чем-то соглашалась, что-то брала на заметку и, что важно, никогда ни на что не обижалась. Наоборот, положительное ее интересовало меньше, чем любые замечания. Потихоньку я начал понимать, что этот разговор - не просто болтовня, а на самом деле серьезная совместная аналитическая работа заинтересованного в результате хореографа и концертмейстера, вкусу и мнению которого она полностью доверяла.

И еще исподволь приходило понимание того, что концертмейстер, на самом-то деле, полноправный участник учебного и творческого процесса. Бывало так, что Ирина Александровна, увлеченная идеей нового концертного номера, просила подыскать для него подходящую музыку – и я тут же бралась за дело, радуясь, что могу быть полезной педагогу.

Со временем запомнились французские термины, прошла паника, пришло спокойствие. Ирина Александровна, человек опытный и самодостаточный, не очень нуждалась на уроках в помощи концертмейстера, и я была, что называется, «на подхвате» - вовремя играла нужную музыку в нужном темпе.

Но все изменилось, когда в коллектив пришли работать молодые педагоги, вчерашние студенты. Вот когда профессия концертмейстера классического танца засверкала для меня самыми разными красками, показала все свои грани, все те аспекты, которые раньше были как-то скрыты от меня. Новое видение профессии научило меня всемерно ее ценить и уважать, потому что здесь оказались нужными все мои человеческие и творческие качества. Специфическую балетную терминологию я продолжала узнавать; как и раньше, без устали искала все новые и новые красивые произведения и старалась стать незримым помощником молодых педагогов, их «серым кардиналом».

Про «незримого помощника» хотелось бы сказать подробнее. Человек за роялем с первого взгляда кажется ничего не видящим, кроме нот, и ничего не слышащим, кроме голоса педагога. В действительности ему порой видно то, что не сразу заметит преподаватель: ведь у него не 10 и не 20 пар глаз, которыми он смог бы уследить за всеми движениями сразу всех учеников. Концертмейстер же подмечает, кто из детей не чувствует ритм, не согласует свои движения с темпом музыки, выполняет упражнения не в той позиции и т.д. И на перемене (ни в коем случае не на уроке) тактично сообщает об этом педагогу.

Как нигде, в хореографии важны моральное и физическое состояние пришедшего на занятия ребенка. И снова преподаватель, занятый учебным процессом, не сразу может заметить заплаканные глаза одного, темные круги под глазами другого, бледное лицо третьего и т.п. А концертмейстер имеет возможность заметить, обратить на это внимание педагога и вместе с ним попробовать деликатно решить проблему, если только это возможно. Так, в начале учебного года дети, еще не привыкшие к расписанию, не успевают позавтракать и прибегают на занятие голодными. Голод в сочетании с интенсивной физической нагрузкой может вызвать недомогание – головную боль, головокружение, слабость. В этом случае оба взрослых срочно организуют ребенку завтрак (хотя бы сладкий горячий чай и печенье), дают ему время прийти в себе и приступить к занятиям тогда, когда он почувствует себя лучше. А дальше – короткая беседа с детьми и даже шуточная просьба каждое утро присылать педагогу фотографию своего завтрака. Неделя-другая – и у детей уже появляется привычка приходить на занятие, позавтракав дома.

Доброжелательная атмосфера на уроках хореографии очень важна, потому что некоторые упражнения (особенно растяжки, шпагаты) связаны с болевыми ощущениями, которые со временем, при регулярных тренировках, проходят. Атмосферу доверительности и доброжелательности хорошо поддерживать перед уроком или на перемене. Нужны всего 2-3 минуты, чтобы поинтересоваться жизнью ребенка и спросить, что нового у него в школе, с кем он дружит, что ему подарили на день рождения и т.д. Такие разговоры может вести не только преподаватель, но и концертмейстер. Чем больше мы знаем о ребенке, тем легче иногда понять особенности его поведения и отношения к занятиям.

Концертмейстер может также помочь педагогу в вопросах дисциплины. Например, малышей - самых шаловливых и неугомонных - надо приучать к достойному поведению на переменах, если спокойно провожать их «на водопой» или в санитарную комнату. Считаю важным тактично учить детей правилам поведения, особенно – уважению к старшим. Например, выбрав удобный момент, посоветовать детям здороваться с каждым взрослым человеком, встреченным ими в коридорах школы, даже если это незнакомый человек или технический работник.

Хорошо, когда между педагогом и концертмейстером царят взаимопонимание и взаимоуважение. Я рада выслушать какие-то советы от своих молодых коллег, а они с удовольствием берут на вооружение мои подсказки. Для меня важно, чтобы музыка на уроке идеально соответствовала упражнению, запланированному педагогом, поэтому стараюсь перед уроком наиграть музыку и спросить его мнение.

Прекрасно понимая, что повторение из урока в урок одних и тех же музыкальных отрывков, надоедает не только самому исполнителю, но и преподавателю, я периодически меняю музыку. С этой целью каждое лето выписываю множество новых нотных сборников, проигрываю из от корки до корки, отбираю лучшее, копирую и составляю собственные сборники для уроков классического танца. Накопленный богатый материал помогает варьировать музыкальное сопровождение занятий и тем самым избегать монотонности, развивать музыкальную «наслушанность» учеников.

И, конечно же, святая обязанность концертмейстера, - всеми возможными способами поднимать и поддерживать авторитет педагога, особенно если он молод и еще только начинает свой путь в танцевальной педагогике.